0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
13.11.2014
Новости

Это сладкое слово - пятая свобода

В конце прошлой недели министр транспорта Максим Соколов в ходе визита в Калининград сообщил о том, что в международном аэропорту Храброво будет введен режим открытого неба, — будут сняты ограничения на полеты иностранных перевозчиков, станут возможны полеты по пятой свободе воздуха, а в результате все это позволит российским и иностранным авиакомпаниям использовать Калининград как транзитную точку. В частности, в Минтрансе и правительстве Калининградской области считают, что право свободного транзита будет особенно интересно авиакомпаниям из Азии, которые летают в Европу и США. Наличие пятой свободы позволит иностранным перевозчикам увозить коммерческих пассажиров из Калининграда и привозить их обратно. Например, на гипотетическом маршруте Пекин—Калининград—Париж калининградцы могли бы воспользоваться китайской авиакомпанией для полетов в Париж и обратно. Проблема транспортной доступности стоит для российского эксклава в Калининграде чрезвычайно остро, причем важна не только связь с Европой (в конце концов, можно автобусом до Варшавы, а оттуда почти куда угодно), но и со всей остальной Россией. Единственное стратегически правильное решение этой проблемы, на мой взгляд, предлагала в свое время авиакомпания "КД-авиа". Ставка была сделана на создании в Калининграде транзитного хаба между российскими и европейскими городами. Только "КД-авиа", базировавшейся в Калининграде, никакая пятая свобода не требовалась, при этом маршрутная сеть, в момент своего максимального развития, стыковывала через Калининград почти по 20 городов в России и Европе. Стандартная идея хаба заключалась в том, что если из 10 российских городов примерно по 10 человек летят, скажем, в Амстердам, то получается 100 пассажиров на рейс Калининград—Амстердам. Аналогичным образом остальные пассажиры пересаживаются по остальным направлениям. То есть финансирование всей схемы осуществляется за счет транзитных пассажиров, а небольшие собственные пассажиропотоки из Калининграда просто добавляются к транзитным. Для реализации этой схемы "КД-авиа" пришлось осушествить ряд новаций, в частности, впервые организовать дистанционный таможенный контроль багажа на стыковках между внутренними и международными рейсами (в противном случае пассажирам, которые летят из своего города в Калининград внутренним рейсом, пришлось бы получать в Калининграде багаж и заново сдавать его на международный рейс). Авиакомпания "КД-авиа" не пережила прошлого кризиса. Отчасти из-за некоторых собственных ошибок, отчасти из-за того, что проект хаба в Калининграде был единственным реальным конкурентом для московского хаба — и по исключительно удачному географическому положению, и по всей своей бизнес-логике. Так или иначе, но деньги, уже выделенные государством на покрытие кассового разрыва, до авиакомпании вовремя не дошли. Авиакомпания обанкротилась. Нынешнюю транспортную доступность для жителей Калининграда с прежней неудобно и сравнивать. В подавляющее большинство российских городов можно попасть только с пересадкой в Москве. Причем эти перевозки субсидируются государством. В Европу летает несколько рейсов. Так что и о пятой свободе впору задуматься. Проблема, впрочем, в том, что собственные пассажиропотоки, которые генерирует калининградский эксклав, весьма незначительны — при всем своем потенциале регион пока не получил должного развития ни как промышленный, ни как туристический центр. А если мало пассажиров, то никакая пятая свобода не поможет — какой смысл пользоваться коммерческими правами, если все равно нет никакой коммерции. Возможно, ситуация могла бы в корне перемениться, если бы Евросоюз ввел свои экологические платежи в том виде, как это планировалось ранее. Тогда Калининград стал бы желанным пунктом для всех азиатских авиакомпаний, ведь платеж взимается за сегменты полета, начинающиеся или заканчивающиеся на территории ЕС. А разница в платежах за дистанцию, допустим, Сингапур—Париж и Калининград—Париж весьма ощутима, так что посадка в Калининграде могла бы окупиться, даже если бы не было никаких дополнительных пассажиров, а они все равно были бы, пусть немного. Однако пока перспективы внедрения в Европе системы экологических платежей для авиакомпаний остаются под вопросом, хотя, скорее всего, рано или поздно в каком-то виде она будет реализована. Другая проблема заключается в том, что для организации транзитного хаба, как ни крути, все-таки нужна базовая авиакомпания. В Калининграде ее пока нет. И введение пятой свободы, привлекающей, в той или ной степени, другие авиакомпании на калининградский рынок, увеличивает конкуренцию и усложняет условия вхождения такой авиакомпании на рынок, даже если у кого-то возникнет энтузиазм ее создавать. Точнее, если у кого-то и был такой энтузиазм, то с открытием пятой свободы он сильно поубавится. Таким образом, пока прозвучали только слова про транзитный хаб, пятую свободу и необходимость развития. Хорошие слова, правильные, красивые.

Читайте также

Творческий полет: креативная студия ACJ TwoTwenty поможет создать свой уникальный самолет

Пространство демонстрирует секцию салона ACJ TwoTwenty в натуральную величину, который клиенты могут...

Исследователь неба: футуристический дизайн самолета от Lufthansa Technik

Салон с панорамным прозрачным верхом, терраса с лаундж-зоной на свежем воздухе, зона бара и даже про...

Bombardier Challenger 3500 обгоняет конкурентов

Новый Challenger вступает «в игру» с самыми востребованными джетами ведущих мировых производителей: ...

Cessna SkyCourier: дизайн с чистого листа

Три модели SkyCourier сделали более 2100 часов в рамках программы летных испытаний, которая официаль...

Новинки Gulfstream: G800 и G400

В обновленной коллекции авиапроизводителя будет 6 моделей, от суперсредней до сверхдальней: G280 - G...

Challenger 3500: суперсредний джет с комфортом дальнемагистрального

Новый Challenger 3500 от Bombardier пытается переписать правила для бизнес-джетов суперсреднего клас...

Falcon 10X: самый большой и самый дальний

Dassault Aviation запускает новый проект — Falcon 10X — высокоскоростной, ультрадальнемагистральный ...

Расширенный список новых возможностей Pilatus PC-24

Pilatus PC-24 — первый и единственный в мире суперуниверсальный реактивный самолет с уникальными хар...

Долгожданный Falcon 6X "выкатился" в свет

Под конец непростого 2020 года на заводе Dassault в Мериньяке в зале Чарльза Линдберга состоялась до...

Challenger 350 повышает производительность

Bombardier объявил об улучшении летных характеристик, салона и кабины экипажа суперсреднего бизнес-д...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти