Это сладкое слово - пятая свобода | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
13.11.2014
Новости

Это сладкое слово - пятая свобода

В конце прошлой недели министр транспорта Максим Соколов в ходе визита в Калининград сообщил о том, что в международном аэропорту Храброво будет введен режим открытого неба, — будут сняты ограничения на полеты иностранных перевозчиков, станут возможны полеты по пятой свободе воздуха, а в результате все это позволит российским и иностранным авиакомпаниям использовать Калининград как транзитную точку. В частности, в Минтрансе и правительстве Калининградской области считают, что право свободного транзита будет особенно интересно авиакомпаниям из Азии, которые летают в Европу и США. Наличие пятой свободы позволит иностранным перевозчикам увозить коммерческих пассажиров из Калининграда и привозить их обратно. Например, на гипотетическом маршруте Пекин—Калининград—Париж калининградцы могли бы воспользоваться китайской авиакомпанией для полетов в Париж и обратно. Проблема транспортной доступности стоит для российского эксклава в Калининграде чрезвычайно остро, причем важна не только связь с Европой (в конце концов, можно автобусом до Варшавы, а оттуда почти куда угодно), но и со всей остальной Россией. Единственное стратегически правильное решение этой проблемы, на мой взгляд, предлагала в свое время авиакомпания "КД-авиа". Ставка была сделана на создании в Калининграде транзитного хаба между российскими и европейскими городами. Только "КД-авиа", базировавшейся в Калининграде, никакая пятая свобода не требовалась, при этом маршрутная сеть, в момент своего максимального развития, стыковывала через Калининград почти по 20 городов в России и Европе. Стандартная идея хаба заключалась в том, что если из 10 российских городов примерно по 10 человек летят, скажем, в Амстердам, то получается 100 пассажиров на рейс Калининград—Амстердам. Аналогичным образом остальные пассажиры пересаживаются по остальным направлениям. То есть финансирование всей схемы осуществляется за счет транзитных пассажиров, а небольшие собственные пассажиропотоки из Калининграда просто добавляются к транзитным. Для реализации этой схемы "КД-авиа" пришлось осушествить ряд новаций, в частности, впервые организовать дистанционный таможенный контроль багажа на стыковках между внутренними и международными рейсами (в противном случае пассажирам, которые летят из своего города в Калининград внутренним рейсом, пришлось бы получать в Калининграде багаж и заново сдавать его на международный рейс). Авиакомпания "КД-авиа" не пережила прошлого кризиса. Отчасти из-за некоторых собственных ошибок, отчасти из-за того, что проект хаба в Калининграде был единственным реальным конкурентом для московского хаба — и по исключительно удачному географическому положению, и по всей своей бизнес-логике. Так или иначе, но деньги, уже выделенные государством на покрытие кассового разрыва, до авиакомпании вовремя не дошли. Авиакомпания обанкротилась. Нынешнюю транспортную доступность для жителей Калининграда с прежней неудобно и сравнивать. В подавляющее большинство российских городов можно попасть только с пересадкой в Москве. Причем эти перевозки субсидируются государством. В Европу летает несколько рейсов. Так что и о пятой свободе впору задуматься. Проблема, впрочем, в том, что собственные пассажиропотоки, которые генерирует калининградский эксклав, весьма незначительны — при всем своем потенциале регион пока не получил должного развития ни как промышленный, ни как туристический центр. А если мало пассажиров, то никакая пятая свобода не поможет — какой смысл пользоваться коммерческими правами, если все равно нет никакой коммерции. Возможно, ситуация могла бы в корне перемениться, если бы Евросоюз ввел свои экологические платежи в том виде, как это планировалось ранее. Тогда Калининград стал бы желанным пунктом для всех азиатских авиакомпаний, ведь платеж взимается за сегменты полета, начинающиеся или заканчивающиеся на территории ЕС. А разница в платежах за дистанцию, допустим, Сингапур—Париж и Калининград—Париж весьма ощутима, так что посадка в Калининграде могла бы окупиться, даже если бы не было никаких дополнительных пассажиров, а они все равно были бы, пусть немного. Однако пока перспективы внедрения в Европе системы экологических платежей для авиакомпаний остаются под вопросом, хотя, скорее всего, рано или поздно в каком-то виде она будет реализована. Другая проблема заключается в том, что для организации транзитного хаба, как ни крути, все-таки нужна базовая авиакомпания. В Калининграде ее пока нет. И введение пятой свободы, привлекающей, в той или ной степени, другие авиакомпании на калининградский рынок, увеличивает конкуренцию и усложняет условия вхождения такой авиакомпании на рынок, даже если у кого-то возникнет энтузиазм ее создавать. Точнее, если у кого-то и был такой энтузиазм, то с открытием пятой свободы он сильно поубавится. Таким образом, пока прозвучали только слова про транзитный хаб, пятую свободу и необходимость развития. Хорошие слова, правильные, красивые.
Читайте также
Взгляд в будущее авионики для пилотируемых самолетов

Производители авионики изучают ряд новых технологий: тенденции ведут к упрощению управления транспор...

Экология самолета: EBAA создает стандарты по оценке устойчивого развития бизнес-авиации

Результатом программы станет введение знака соответствия, который может быть применим ко всем компан...

Водородный бизнес-джет может сделать частную авиацию «зеленой»

Французский стартап Beyond Aero заявил о планах создать водородно-электрический бизнес-джет среднего...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Весеннее обновление: EBACE-2023

В конце мая десятки бизнес-джетов по традиции слетелись в Женеву. Причиной тому – не экономический с...

С первого взгляда: рейтинг необычных частных самолетов

Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запомина...

Поставки джетов 2022: богатые стали богаче

Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых биз...

Gulfstream Уолта Диснея наконец восстановят

Интерьер частного самолета, к которому приложил руку сам маэстро, подвергнется капитальному ремонту,...

Falcon 10X получает еще одну награду за дизайн

Французский производитель ожидает, что долгожданный флагман поступит в эксплуатацию в 2025 году. Наг...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти