Гражданская авиация перестает быть коммерческой | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
29.06.2015
Новости

Гражданская авиация перестает быть коммерческой

Mировая авиация говорит на английском языке, где используются термины civil aviation и commercial aviation, каждый из которых привносит свой смысл. В русском языке применяется в основном термин "гражданская авиация", хотя, вероятно, стоило бы активнее подчеркивать именно коммерческий характер воздушных перевозок. Впрочем, по нынешним временам коммерции остается все меньше. Авиакомпании все в большей степени зависят от государства не как от регулятора, что было всегда, а как от спонсора. В начале мая Минтранс предложил субсидировать авиакомпании по кредитам российских банков на пополнение оборотных средств и на финансирование текущей производственной деятельности. Предполагается, что субсидия будет предоставляться в размере 80% от суммы затрат авиакомпании на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде. По подсчетам Минтранса, эта мера потребует в 2015 г. 12,84 млрд руб. бюджетных средств. По предложению Минтранса, авиакомпания может претендовать на субсидии при условии, что она перевезла не менее 200 тыс. пасс. в 2014 г. На момент подписания номера в печать (начало мая. — Прим. ATO.ru) невозможно было сказать, примут ли предложение Минтранса и в каком виде. Тем более неизвестно, какие авиакомпании реально смогут воспользоваться этими субсидиями. Вполне допуская, что авиаперевозчики не в одинаковой степени заинтересованы в принятии данного постановления и получении субсидий, можно все-таки утверждать, что при текущей стоимости заемных средств доходности большинства авиакомпаний (да и отрасли в целом) не хватает для того, чтобы профинансировать свою производственную деятельность. При этом активно развиваются и государственные субсидии авиаперевозок. На региональные перевозки в I кв. 2015 г. было потрачено 289 млн руб., выполнено более 900 рейсов, перевезено 29,8 тыс. пасс. (получается, что размер субсидии на одного пассажира составил почти 9700 руб.). Субсидии получают 18 авиакомпаний для выполнения полетов по 77 направлениям. Критерии программы субсидирования региональных перевозок закономерным образом расширяются и включают в себя уже так называемые межрегиональные маршруты, продолжают получать субсидии три социально значимых направления: Дальний Восток, Крым и Калининград. При этом перечень субсидируемых маршрутов расширяется. С 15 мая началась программа субсидирования перевозок из Калининграда. Объем субсидий на этот год превышает 420 млн руб. Согласно условиям Росавиации, на линии Калининград—Москва предельная величина специального тарифа в одном направлении для одного пассажира составляет 3800 руб., в эту сумму входят все сборы. Можно, конечно, вспомнить, что авиакомпания "КД авиа" в свое время продавала билеты в Москву и обратно по 4000 руб. — почти вдвое дешевле. В пересчете на доллары контраст получается не столь яркий: 125 долл. в 2009 г., когда "КД авиа" прекратила полеты, и 146 долл. сейчас, но с субсидиями. "КД авиа" никаких субсидий не получала, а работала за счет построенной в Калининграде хабовой модели перевозок, которая связывала эксклав не только с Москвой и Санкт-Петербургом, но и еще примерно с полутора десятками городов в России и Европе. Нынешние перевозки, особенно по таким ценам, возможны только при наличии субсидий. "КД авиа" не пережила прошлого кризиса. Деньги, выделенные в рамках господдержки, до авиакомпании не дошли. Сейчас рынок авиаперевозок держится во многом за счет государственных субсидий. Однако в такой ситуации понятие "рынок" постепенно становится излишним, так же как и "коммерческая авиация". Гражданская авиация выполняет субсидируемую государством социальную функцию по обеспечению мобильности населения, а в такой ситуации сама структура отрасли, которая двадцать лет росла в условиях жесткой конкуренции, перестает соответствовать реалиям. Трудно сказать, в какую сторону качнется маятник, начнет ли авиация возрождаться как коммерческая или она все дальше будет становиться гражданской. Впереди лето — казалось бы, высокий сезон. Но финансовое положение авиакомпаний не улучшается, к тому же многие прокредитовались у своих лизингодателей, то есть реструктурировали графики своих платежей, чтобы расплатиться по итогам летнего сезона. Если, конечно, получится.
Читайте также
Взгляд в будущее авионики для пилотируемых самолетов

Производители авионики изучают ряд новых технологий: тенденции ведут к упрощению управления транспор...

Экология самолета: EBAA создает стандарты по оценке устойчивого развития бизнес-авиации

Результатом программы станет введение знака соответствия, который может быть применим ко всем компан...

Водородный бизнес-джет может сделать частную авиацию «зеленой»

Французский стартап Beyond Aero заявил о планах создать водородно-электрический бизнес-джет среднего...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Весеннее обновление: EBACE-2023

В конце мая десятки бизнес-джетов по традиции слетелись в Женеву. Причиной тому – не экономический с...

С первого взгляда: рейтинг необычных частных самолетов

Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запомина...

Поставки джетов 2022: богатые стали богаче

Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых биз...

Gulfstream Уолта Диснея наконец восстановят

Интерьер частного самолета, к которому приложил руку сам маэстро, подвергнется капитальному ремонту,...

Falcon 10X получает еще одну награду за дизайн

Французский производитель ожидает, что долгожданный флагман поступит в эксплуатацию в 2025 году. Наг...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти