Пять китайских авиакомпаний — Air China, Spring Air, China Eastern Airlines, China Southern Airlines и Hainan Airlines — составят черный список авиадебоширов, чтобы в дальнейшем не брать их на борт. Перечень будет также доступен для государственных ведомств, занимающихся туризмом и гражданской авиацией, передает CNN. Такое решение операторы приняли из-за существенного увеличения числа пассажиров, своим поведением нарушающих работу авиакомпаний.
Как пишет издание Business Standard, перечисленные авиаперевозчики совместно со своими дочерними предприятиями контролируют примерно 80% пассажиропотока страны. В черный список будут попадать путешественники, которые поднимали руку на бортпроводников, отказывались заходить в самолет или блокировали выход из него. Как показала статистика, подобное поведение иногда приводило к задержкам рейсов.
Рост числа авидебоширов обусловлен в том числе резким увеличением авиаперевозок на рынке Китая. По прогнозам, к 2034 г. страна выйдет на первое место по объему авиаперевозок в мире. В результате в течение одного года в стране происходит сразу несколько резонансных случаев с участием дебоширов. Из-за нарастающего масштаба проблемы китайские авиавласти в марте 2015 г. выпустили брошюру со списком запрещенных действий в аэропортах и при перелетах.
Участники Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) уже не раз призывали адаптировать Монреальскую конвенцию, с тем чтобы у авиакомпаний появилась возможность требовать компенсацию за вред, причиненный ненадлежащим поведением пассажиров. Всего, по данным организации, только в 2007–2014 гг. в мире было зарегистрировано более 38 тыс. таких случаев, включая физическое насилие в отношении экипажа или других путешественников, а также отказ следовать инструкциям по безопасности.
Помимо Китая меры против дебоширов на борту самолета принимают и иные страны, причем наказание может быть весьма суровым. Так, в Южной Корее мешающих пилотам пассажиров вскоре будут штрафовать более чем на 41 тыс. долл. или сажать в тюрьму на пять лет. Одновременно за невыдачу властям в срок дебошира экипаж будет тоже штрафоваться — более чем на 8 тыс. долл., сообщает International Business Times.
Борьба с пассажирами, угрожающими безопасности полета, ведется и на международном уровне. Примером служит Токийская конвенция от 14 сентября 1963 г., ст. 6 которой позволяет ограничивать подвижность особенно буйных дебоширов.
Возможность наказывать авиадебоширов не первый год обсуждается и в России, однако конкретное решение пока не выработано. Свои предложения по этому вопросу в Госдуму направлял крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот", который неоднократно жаловался на учащение случаев ненадлежащего поведения пассажиров на борту. Так, авиакомпания предлагала ввести за дебоши на борту уголовную ответственность, а самих дебоширов отправлять в тюрьму на срок до 10 лет, передает агентство РИА Новости.
При подготовке своих предложений оператор ссылался на опыт США, где за применение физической силы в отношении бортпроводника пассажира могут лишить свободы на срок до 20 лет. В Японии же за курение в туалете самолета можно получить год лишения свободы.
По данным "Аэрофлота", в случае нарушения правил поведения на борту самолета российское законодательство предусматривает лишь штраф за хулиганство от 500 до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток. Авиакомпании за 2014 г. ежегодно она фиксирует 400–450 инцидентов с ненадлежащим поведением пассажиров на борту. Чаще всего они возникают при перелете длительностью 8–13 ч. Свои потери из-за дебоширов "Аэрофлот" оценивает в сотни тысяч долларов в год.
Еще в 2013 г. гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявлял, что на тот момент авиакомпания уже в течение трех лет выступала за легализацию черных списков авиадебоширов, который насчитывал 1821 чел. Тем не менее Воздушный кодекс до сих запрещает авиакомпаниям отказывать в перелете тем, кто находится в подобных перечнях.
В прошлом году Росавиация получила 59 официальных уведомлений от российских перевозчиков об инцидентах на борту самолетов с участием пассажиров; в девяти случаях командиры ВС принимали решение совершить посадку в ближайших аэропортах, сообщает РБК. Потери авиакомпании из-за такой посадки составляют от нескольких сотен тысяч до 1 млн руб. Административный штраф эти убытки не покрывает.