Топовым событием в жизни немосковской авиации России конца 2014 г. стал прилет в аэропорт столицы Республики Коми, города Сыктывкар, первого из шести заказанных бразильских региональных самолетов Embraer ERJ145.
Качество реализации проекта повлияет на имидж каждого из основных его участников.
Во-первых, это компания Embraer. Да, "Комиавиатранс" не стала стартовым эксплуатантом реактивной продукции бразильского авиагиганта. Но пока активный опыт использования южноамериканских самолетов есть только у "Саратовских авиалиний". Конечно, состояние взлетно-посадочной полосы аэропорта Саратов-Центральный оставляет желать много лучшего, но другие точки назначения в расписании пары E195 куда более цивилизованны. В случае "Комиавиатранса" самолеты Embraer ждут большие испытания. Производитель уверяет, что климат и состояние инфраструктуры аэропортов Республики Коми ERJ145 по плечу. Авиакомпания до начала рейсов тоже не сомневается.
Во-вторых, это сам "Комиавиатранс". Авиапредприятие полностью принадлежит Республике. Руководство перевозчика уверяет, что проект c Embraer — чисто рыночная история. Но на балансе "Комиавиатранса" тяжким грузом находятся основные аэропорты региона. С помощью L-410 "Комиавиатранс" уже раскатал ряд казалось бы унылых направлений. Потребовались более вместительные машины. Выбор в пользу бразильских самолетов был просчитан и полностью выверен. Сначала машины будут летать внутри региона, а потом, возможно, выйдут в города-миллионики и на курорты. Сможет ли проект с ERJ145 принести чистую прибыль? Будет удивительно, если сможет.
В-третьих, это провайдер по техническому обслуживанию. Как и в случае с саратовцами им стала "дочка" авиакомпании "Нордавиа" — "Норд-Текник". Эта фирма уже успешно справилась с проектом в Поволжье. Например, там создана полноценная линейная станция. В первом приближении работа в Сыктывкаре более амбициозна. Конечно, под боком в Архангельске есть линейная станция. Предстоит ее создать и в столице Коми. По разговорам, Embraer полностью доверяет "Норд-Текник". Специалисты фирм очень плотно работали над саратовским проектом. У компании из Архангельска есть амбиции заняться обслуживанием бразильских самолетов из парка иностранных авиакомпаний, летающих в Россию. В случае успеха в Сыктывкаре портфолио "Норд-Текник" явно улучшится.
В-четвертых, не стоит забывать о роли лизингодателя. "Газтехлизинг" примерно год назад решил активно заняться темой авиационного финансирования. В портфеле компании уже есть успешный проект с магистральными самолетами для "ЮТэйр". Проект же по сыктывкарским ERJ145 по числу самолетов для "Газтехлизинга" самый крупный (перевозчик заказал шесть бортов). Ранее считалось, что региональная авиация в первую очередь тема ГТЛК и чуть меньше "Сбербанк Лизинга". С приходом в этот сегмент нового игрока у региональных авиакомпаний появляется дополнительный выбор по привлечению финансирования.
В-пятых, задумываясь о роли самолетов Embraer в Сыктывкаре, нужно понять, а что этот проект даст гражданской авиации Русского Севера. Например, руководство "Нордавиа" справедливо отмечает, что этот регион место не для жесткой конкуренции, а для взаимопомощи, кстати, указывая, что на магистральных рейсах, используя ERJ145, заработать сложно. Перевозчик из Архангельска и "Комиавиатранс" уже объявили о планах ввести сквозной тариф из городов Коми через Сыктывкар и далее в столицу, Питер и на юг. Пока "Комиавиатранс" официально вроде бы соглашается с ролью фидерной авиакомпании. Но, в то же время спокойно рассуждает о планах на Москву, Северную столицу и курорты.
Получится ли с помощью этих пяти точек создать пятиконечную звезду для новогодней елки? Покажет время. Будем наблюдать.