Как сообщает газета "Коммерсантъ", на состоявшемся на прошлой неделе в Самаре под руководством Дмитрия Медведева совещании о мерах поддержки пассажирских авиаперевозок в РФ в ходе закрытой части обсуждался вопрос о введении нулевого НДС на все аэропортовые услуги. Подобная мера в случае ее принятия не улучшит положение аэропортов, ухудшит положение авиакомпаний и может негативно сказаться на стоимости авиабилетов. То есть эффект может получиться противоположный желаемому. Это произойдет в силу особенностей НДС — косвенного налога, бремя которого в конечном счете ложится на потребителя услуг, то есть пассажира.
Внешне НДС (налог на добавленную стоимость) похож на налог с продаж, однако у него есть две принципиальные особенности. Во-первых, это косвенный налог, то есть определяется он в виде надбавки к цене или тарифу, а не как доля от дохода (так действует, например, прямой налог на прибыль). То есть если я продаю товар за 100 рублей, именно таким и будет мой доход, независимо от того, плачу я НДС или нет. Оборот средств, связанный с НДС, накладывается сверху, то есть моя цена продажи будет 100 рублей плюс 18% НДС.
Во-вторых, НДС взимается на протяжении всей цепочки создания добавленной стоимости. Плательщик НДС, находящийся внутри цепочки, при вычислении платежа в бюджет вычитает из суммы налога, полученной от покупателя, сумму налога, который он уплатил своему поставщику за облагаемые налогом товары, работы или услуги.
Изменение ставок НДС внутри цепочки не влияет на суммарные поступления в бюджет, но может негативно сказаться на бизнесе.
Например, пусть аэропорт получил за свои услуги авиакомпании выручку, НДС на которую составляет 10 рублей. При этом сам аэропорт понес расходы, в которые включен НДС его поставщиков в размере 3 руб. Таким образом, в бюджет аэропорт заплатит 7 руб., то есть разность между 10 и 3 руб. Далее, пусть авиакомпания продает авиабилет с НДС, который составил 15 руб. Она, соответственно, платит в бюджет 5 руб., то есть разность между 15 и 10 руб. Суммарные поступления в бюджет составили как раз 15 руб., из которых 5 руб. заплатила авиакомпания, 7 руб. — аэропорт и 3 руб. — его поставщики.
Теперь представим себе, что произойдет, если облагать услуги аэропорта НДС по ставке 0%, то есть в соответствии с прозвучавшим предложением. Тогда получается, что аэропорт в бюджет не должен ничего, напротив, ему полагается компенсация в размере 3 руб за НДС, который аэропорт выплатил своим поставшикам. У авиакомпании при продаже билета НДС по-прежнему составит 15 руб., но при этом вычитать из него нечего, поскольку у аэропорта НДС стал нулевым. То есть авиакомпания перечисляет в бюджет 15 руб., из которых аэропорт получит 3 руб. в качестве возврата за НДС, уплаченный поставщикам, но суммарные поступления в бюджет останутся теми же самыми: 15 от авиакомпании минус 3 аэропорту плюс 3 от поставщиков.
На бюджетные поступления, таким образом, обнуление НДС для аэропортов никак не повлияет. Однако оно сильно повлияет на авиакомпании, поскольку единоразово сократит их оборотный капитал — вместо 5 руб. придется выплатить 15, и эту сумму компенсировать нечем, кроме как увеличением стоимости билета для пассажира. Таким образом, получается негативный эффект для пассажиров и авиакомпаний.
Позитивный эффект для аэропортов тоже не очевиден, скорее, наоборот. Дело в том, что уже упомянутые 3 руб. как НДС для своих поставщиков аэропорт заплатит сразу, а компенсацию из бюджета может ждать довольно долго. То есть у аэропорта тоже происходит эффективное сокращение оборотного капитала, грозящее кассовым разрывом. Для его преодоления потребуются дорогостоящие по нынешним временам кредиты, то есть финансовое положение аэропортов тоже ухудшится.
Обнулять НДС внутри цепочки создания добавленной стоимости нецелесообразно. Не всегда меньше платить — лучше.