Российские компании, выходящие на рынок Крыма, опасаются международных санкций. Наиболее чувствительны к подобного рода мерам крупные российские банки и авиаперевозчики. Однако выход найден: в Крым могут прийти не самые крупные российские компании, имеющие лишь незначительное международное присутствие.
Руководство «Газпрома» отмечает, что не принимало никаких решений об инвестициях в Крым. Об этом рассказал первый заместитель начальника финансово-экономического департамента компании Александр Иванников. «На сегодняшний момент никакого решения — ни в проектах, ни в деньгах — по поводу инвестирования в Крым нет. Если что-то изменится, вы об этом узнаете», — пояснил Иванников.
В конце марта премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минэнерго и Минэкономразвития с участием «Газпрома» обеспечить корректировку инвестпрограммы на 2014 год с учетом необходимости обеспечения крымчан газом, а также увеличения добычи газа в регионе в 1,5—2 раза по сравнению с текущим объемом добычи. Срок исполнения поручения — понедельник, 5 мая.
Авиаторы
Еще одной возможной мишенью могут стать российские авиакомпании, ведущие свою деятельность в Крыму. По крайней мере, такой вариант развития событий сейчас прорабатывается в Минтрансе, отмечает источник, близкий к российскому ведомству.
Сейчас в министерстве рассматривают несколько вариантов развития событий для авиаперевозчиков, выполняющих полеты в Крым.
Первый возможный вариант — давление на российских авиаперевозчиков со стороны европейских и американских лизинговых компаний, которые могут увеличить процент по лизингу для авиакомпаний, летающих в Крым, или вовсе отказать им в этой услуге. В этом случае пострадают в первую очередь крупные авиакомпании, авиапарк которых состоит преимущественно из американских Boeing и европейских Airbus. Однако как отметил источник, близкий к Росавиации, такой сценарий маловероятен, так как большинство лизинговых контрактов имеют неизменяемые условия.
Второй вариант — отказ американских и европейских страховщиков страховать самолеты российских авиаперевозчиков, выполняющих полеты в Крым. Впрочем, как отметили в одной из российских авиакомпаний, большинство самолетов основных российских авиаторов застрахованы в России, а в случае отказа европейцами или американцами страховать полеты в Крым авиаперевозчики могут без проблем перестраховаться у российских компаний.
Третий вариант — ввод санкций против российских авиаперевозчиков со стороны Международной организации гражданской авиации (ИКАО), однако этот процесс будет очень долгим и потребует одобрения всего мирового сообщества.
В случае если крупные российские авиакомпании все же будут вынуждены прекратить полеты в Крым, их могут заменить мелкие авиаперевозчики, такие как «Грозный авиа» и Red Wings.
Обе компании выигрывают за счет того, что мало летают за рубеж, а их флот состоит только из отечественных самолетов. Это значит, что в случае введения новых санкций со стороны Запада компании смогут беспрепятственно продолжить летать на полуостров.
В конце апреля авиакомпания «Грозный авиа» уже подписала договор о базировании в аэропорту Крыма, откуда она с 14 апреля стала выполнять свои первые регулярные рейсы.
«Грозный авиа» получила назначение на маршрут Симферополь — Ростов-на-Дону — Симферополь с частотой выполнения рейсов три раза в неделю до 31 октября 2014 года. Маршрут вошел в программу субсидирования авиаперевозок между Республикой Крым и регионами России, благодаря чему стоимость билета в один конец составит 3,4 тыс. руб.
По словам коммерческого директора «Грозный авиа» Сергея Петрова, в ближайшее время компания планирует открыть рейсы из Симферополя в Белгород, Курск, Воронеж, Казань, Волгоград, Киров и Грозный.
Red Wings пока только рассматривает возможность полетов на полуостров. Однако в Минтрансе уже заявили, что в случае положительного решения авиаперевозчик может получить государственные субсидии в размере 3 млрд руб. для организации полетов между российскими городами и Крымом.
«Компания Red Wings высказала готовность весь свой флот — а это восемь самолетов Ту-204, еще четыре таких самолета у компании есть в резерве — перебазировать в Симферополь и, соответственно, переориентировать на полеты в города России из Симферополя», — заявил глава профильного министерства Максим Соколов.
Пока Red Wings базируется в московском аэропорту Домодедово и выполняет регулярные и чартерные рейсы по 20 направлениям. Сейчас в международный аэропорт Симферополя летают большинство крупных российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Трансаэро», S7, VIM Airlines, «Россия» (Rossiya Airlines), Ural Airlines («Уральские авиалинии»), а также «Глобус» (Globus). Второй международный аэропорт — Бельбек, расположенный под Севастополем, — до сих пор остается закрытым для гражданской авиации.