Чешскому производителю самолетов L-410UVP — компании Aircraft Industries пришлось пересмотреть рублевые цены на свои ВС и повысить их примерно на 10% из-за изменения соотношения курса рубля к доллару и евро. Цены на самолет в европейской и американской валюте пока остаются без изменений. Российские заказчики в последние два года были основными покупателями L-410UVP, в 2013 году им было передано 13 ВС этого типа. Но вместе с тем Aircraft Industries декларирует стремление расширяться на мировом рынке, отмечая, что, несмотря на возникшие затруднения в российском сегменте, компания не намерена менять планы по выводу на рынок самолета L-410NG.
Pоссийский рынок пока остается основным для чешского производителя, однако цены приходится поднимать. "Поскольку в последние месяцы курс российского рубля по отношению к евро и доллару понизился почти на 20%, нам пришлось пересмотреть рублевую стоимость самолетов выпуска этого года и повысить ее примерно на 10%", — говорит директор по продажам Aircraft Industries в России и СНГ Сергей Мартынов. По его словам, в этом году из 16 запланированных к производству L-410UVP-Е20 заказчикам из России предполагается передать 9–10 ВС. За последние пять лет Aircraft Industries продала в Россию и СНГ 41 самолет, но в будущем компания рассчитывает увеличивать портфель заказов за счет других рынков — в частности, производитель предполагает поставить 6–7 самолетов в Южную Африку, два — в Непал. Сложности, которые возникают на российском рынке из-за изменения стоимости рубля, а также санкций в отношении России, никак не повлияют на программу создания L-410 нового поколения. Сейчас она идет в соответствии с озвученным ранее графиком.
До конца 2014 г. будет собран испытательный образец самолета L-410NG. Первый полет состоится в конце 2014 или начале 2015 г. Эта версия самолета получит модернизированное удлиненное крыло с интегральными крыльевыми топливными баками, которые позволят заправлять самолет большим объемом керосина, что в свою очередь увеличит его максимальную дальность полета до 2400 км. Для сравнения: максимальная дальность полета современной модели L-410UVP-E20 составляет 1500 км, а дальность полета первых машин этого типа L-410UVP, собранных в конце 60-х гг., не превышала 1000 км.
L-410NG будет оснащен двигателями General Electric GE H80-200, их уже устанавливают на существующие воздушные суда вместо использовавшихся ранее Walter М601E (американская компания приобрела чешского двигателестроителя и внесла существенные изменения в двигатель — так, например, мощность на валу увеличилась с 750 до 800 л. с.).
"Мы рассчитываем, что, как и существующий самолет, новая модификация будет сертифицирована для полетов в широком диапазоне температур — от –50 до +50°С. Коммерческое производство L-410NG начнется в 2016–2017 гг.", — говорит Мартынов.
Широкий диапазон температур, в котором может эксплуатироваться самолет, — одно из необходимых условий для удачного продвижения ВС на российском рынке. Директор по продажам Aircraft Industries в России и СНГ считает, что в ближайшие 7–10 лет российским авиакомпаниям потребуется около сотни машин класса L-410. Процесс обновления парков компаний в регионах Сибири и Дальнего Востока пока идет относительно медленно, хотя правительство РФ в последние годы оказываeт существенную поддержку региональным авиакомпаниям как при покупке ВС (компенсация лизинговых платежей), так и при их эксплуатации (субсидирование рейсов).
Если государственная поддержка продолжится, региональные перевозки будут восстановлены. Вопрос, впрочем, в том, как их вывести на самодостаточный уровень. Немаловажную роль играет стоимость ВС и величина лизинговых ставок, к тому же надо учитывать, что региональные самолеты зарабатывают только рублевую выручку. Так что возможное дальнейшее падение курса рубля способно существенно ухудшить ситуацию.