Низкоорбитальные против геостационарных | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
03.06.2015
Новости

Низкоорбитальные против геостационарных

Перспектива появления в течение следующего десятилетия сотен, а возможно, и тысяч низкоорбитальных интернет-спутников, как ни странно, не вызывает особого беспокойства крупнейших спутниковых операторов относительно того, что Google, Facebook и OneWeb пытаются отнять у них долю рынка. Напротив, традиционные игроки рынка спутниковой связи позитивно отнеслись к интересу компаний Силиконовой долины заняться услугами передачи данных через космос. Причем некоторые спутниковые операторы увидели потенциал в сотрудничестве с новыми низкоорбитальными сетями передачи данных. Вместе с тем эти же операторы проектируют спутники, которые на определенных рынках широкополосной передачи данных, таких как авиационный и морской сегмент, будут обеспечивать тот же набор услуг, что и низкоорбитальные спутники. Некоторые операторы уже добились значительного прогресса в предоставлении доступа к глобальной широкополосной сети передачи данных с высокой пропускной способностью, особенно в авиационном секторе, где в прошлом году появился целый ряд предложений в L-, Ka-, Ku- и S-диапазонах частот. "Конкуренция, вероятно, будет высокой, поскольку это очень привлекательный рынок", — говорит Руперт Пирс, руководитель британского провайдера услуг спутниковой связи Inmarsat, который находится в процессе развертывания геостационарной группировки спутников Global Xpress Ka-диапазона. Указанная группировка обеспечит непрерывный широкополосный доступ к сети передачи данных с высокой пропускной способностью для всех гражданских и правительственных самолетов и морских судов, обслуживаемых в Inmarsat. "Возможностей просто уйма, и обеспечение авиационной отрасли связью — не единственная область. Быстрорастущие рынки привлекают серьезных игроков", — говорит Пирс. За последние несколько месяцев Международный союз электросвязи (ITU) зарегистрировал по меньшей мере шесть группировок низкоорбитальных спутников, некоторые из которых похожи на проекты, предложенные в январе компаниями SpaceX и OneWeb, получающими финансовую поддержку от Google и чипмейкера Qualcomm. В то же время компания LeoSat планирует запустить собственную группировку из 100 низкоорбитальных спутников для обеспечения доступа в Интернет. Такие предложения породили сравнения с компаниями Teledesic и SkyBridge, хорошо финансируемыми организациями конца 1990-х гг., чьим желаниям продвижения в массы технологии широкополосного доступа к сети передачи данных помешали технические проблемы. Параллели проводятся и с более современными фирмами, особенно с компанией O3b Networks, базировавшейся на Нормандских островах. Компания O3b эксплуатировала группировку из 12 спутников Ka-диапазона на необычной средней околоземной орбите, предоставляя широкополосный доступ в Интернет и транзитные соединения в сетях сотовой связи для крупных телекоммуникационных компаний, а также высокоскоростной доступ к сети передачи данных для морского транспорта и энергетического сектора. Поддерживаемая люксембургским оператором услуг спутниковой связи SES, компания O3b является примером совместных усилий по запуску новых группировок спутников с признанными игроками рынка, хотя многие считают, что запуск новых проектов, построенных на основе низкоорбитальных спутников, в ближайшее десятилетие маловероятен. "Конечно, мы думаем, что в новых проектах есть место для геостационарных спутников, поскольку довольно редко требуется время задержки сигнала меньшее, чем то, которое обеспечивает связь через спутники на высокой геостационарной орбите (около 36 тыс. км от Земли. — Прим. АТО), к тому же объединение геостационарных и низкоорбительных спутников могло бы стать полезным для определенных целей", — говорит Стивен Шпенглер, генеральный директор компании Intelsat, провайдера услуг спутниковой связи для правительственных и коммерческих заказчиков. Intelsat разрабатывает новое семейство спутников Epic с высокой пропускной способностью в Ku-, C- и Ka-диапазонах. Это семейство должно быть представлено в начале следующего года. В то же время Шпенглер скептически относится к мнению о том, что Google и OneWeb в скором времени смогут предложить свои услуги по предоставлению доступа к сетям передачи данных. "Я уверен, что они будут работать над ошибками, но путь их будет очень-очень долгим", — говорит Шпенглер. Мишель де Розан, генеральный директор французской компании Eutelsat, соглашается со Шпенглером, подчеркивая, что группировки из сотен, а то и тысяч низкоорбитальных спутников еще далеки от воплощения в реальность из-за проблем с реализуемостью подобных проектов и финансовых затрат. На селекторном совещании с инвесторами он назвал целый ряд препятствий, которые необходимо преодолеть подобным системам. "Сложность и дороговизна наземных антенн и оборудования, отслеживание и передача данных со стороны конечного пользователя, стратегия выхода на рынок, особенно на развивающихся рынках, неуверенность относительно требований по лицензированию в каждой стране, а также ряд неизвестных проблем, например увеличение риска замусоривания околоземного космического пространства, — сказал он инвесторам. — В таком контексте мы считаем, что при благоприятном сценарии выход на рынок таких проектов до конца текущего десятилетия маловероятен". В то же время стартап компании OneWeb в начале 2017 г. планирует представить прототип космического аппарата, тогда как сама группировка спутников должна быть запущена в эксплуатацию в 2019 г. "Будет множество преимуществ, которые мы можем обеспечить от момента запуска системы до полного развертывания всей группировки спутников, — говорит Грег Уайлер, сооснователь компании OneWeb, которая поддерживается группой Virgin Group и компанией Qualcomm. Обе эти компании готовы привнести свои технологические ноу-хау в новый проект. В одном из интервью Уайлер признался, что у проекта развертывания группировки интернет-спутников есть определенные проблемы, особенно проблема передачи сигнала со спутника на отслеживающие антенны на земле или на борту транспортного средства, включая самолет или морское судно. Однако группировки низкоорбитальных спутников обладают фундаментальными преимуществами прежде всего благодаря тому факту, что низкоорбитальные космические аппараты работают гораздо ближе к Земле по сравнению с геостационарными спутниками. "В результате, во-первых, у нас меньше время отклика, так что сеть обладает более высокими характеристиками и работает быстрее, — говорит Уайлер. — Во-вторых, антенны должны быть меньше по размерам, поскольку спутники находятся ближе к Земле". Кроме того, по словам Уайлера, доступно множество разных технологий производства антенн, которые обеспечивают более сильный сигнал. "Это не значит, что спутник должен обладать высокой мощностью, просто он ближе, и размеры антенны можно снизить кардинально, — говорит он. — Мы проектируем большое количество разнообразных антенн и рассматриваем различные варианты для транспортных средств разных типов". Компания OneWeb нацелена на развивающиеся рынки, однако Уайлер подчеркивает, что компания готова запустить услуги широкополосного доступа к сети передачи данных и для авиационного рынка. В настоящее время обсуждаются различные варианты с компанией Honeywell, поставщиком терминалов и антенн. Указанным оборудованием планируется оснастить всевозможные самолеты, начиная с частных воздушных судов и заканчивая большими коммерческими авиалайнерами и боевыми самолетами. "Спутники будут ближе, антенны меньше по размерам, так что перед нами открываются возможности по оборудованию различных типов воздушных судов, — говорит Карл Эспосито, вице-президент по маркетингу и управлению производством товаров компании Honeywell. — Мы считаем, что благодаря новым технологиям производства антенн мы сможем оснастить спутниковым оборудованием в три-пять раз больше типов ВС по сравнению с нынешним уровнем". Мишель де Розан подчеркивает, что он будет пристально следить за развитием компании OneWeb и других группировок низкоорбитальных спутников и не исключает возможности инвестирования в один из таких проектов в долгосрочной перспективе. Компания Eutelsat, руководителем которой является де Розан, в настоящее время предлагает услуги широкополосного доступа в Интернет с пропускной способностью 90 Гбит/с через спутник KA-SAT, работающий в Ka-диапазоне. "Однако нашей целью остаются проект KA-SAT и традиционные спутники, обеспечивающие высокую пропускную способность связи, — говорит он. — В нашем распоряжении находятся уже проверенные технологии и рынки с высоким спросом". Американский спутниковый оператор ViaSat Inc. также планирует сыграть свою роль на развивающемся рынке группировок интернет-спутников. В 2011 г. компания запустила собственный спутник ViaSat-1, обеспечивающий высокоскоростной доступ к сети передачи данных в Ka-диапазоне для пользователей в США, а также высокоскоростную связь для нужд авиационной отрасли. В следующем году запланирован запуск второго, более крупного спутника ViaSat-2, после чего в сотрудничестве с Eutelsat компания ViaSat планирует покрыть связью территорию от Северной Америки до Европы, используя спутник KA-SAT. Марк Дангберг, генеральный директор ViaSat, говорит, что специальное предложение компании по доступу к сети передачи данных для авиационной отрасли было позитивно воспринято в авиакомпаниях United Airlines и JetBlue. Он также с сомнением относится к перспективам группировок низкоорбитальных интернет-спутников, учитывая более высокую пропускную способность геостационарных спутников и запланированный запуск таких аппаратов в течение следующих нескольких лет. "Мы инвестировали средства в геостационарные спутники и рассчитываем достичь хороших показателей, — сказал Данберг. — Свои технологии мы выведем на рынок гораздо раньше систем на основе низкоорбитальных спутников". В то же время у компании ViaSat есть своя доля в сегментах наземного оборудования для низкоорбитальных и среднеорбитальных спутников. При этом вероятно, что ViaSat будет инвестировать в те компании, которые стремятся развернуть новые группировки низкоорбитальных интернет-спутников. ViaSat может также заинтересоваться проектами и в других областях. Марк Данберг подчеркнул, что многочисленные проблемы, с которыми сталкивались или могут столкнуться проекты низкоорбитальных спутников, еще не решены. "Все движется в сторону высокоинтегрированных спутниковых систем с высокой пропускной способностью, причем уровень интеграции будет намного выше по сравнению с существующими технологиями, — говорит он. — Достаточно взглянуть на эффективность, чтобы понять, что крупные спутники с высокой нагрузкой будут эффективнее небольших аппаратов с маленькой нагрузкой". Данберг также сказал, что производство большого количества спутников может привести к ограничениям, накладываемым на наземный сегмент. "Если я захочу получить подходящий наземный терминал, то мне понадобятся сотни или тысячи спутников, чтобы создать оптимальные углы распространения сигнала, — говорит Данберг. — Есть также проблема с географическим распределением частотных диапазонов. И это — проблемы экономического характера, не зависящие от работоспособности технологий". Дэвид Макглэйд, бывший генеральный директор Intelsat, отмечает, что опасения вызывают не только технические проблемы, но и бизнес-модели спутникового Интернета. Иногда возникают ощущения, что побуждения новых участников рынка, особенно Google и Facebook, продиктованы в большей степени человеколюбием, нежели получением прибыли, — по крайней мере, в ближайшее время. "Основная задача — обеспечить доступ к Интернету для более чем 2 млрд чел. по всему миру, у которых доступ ранее был ограничен или отсутствовал вообще, и мы надеемся, что провайдеры смогут принести пользу и параллельно заработать немного денег", — говорит Макглэйд. Он также подчеркивает, что Intelsat оказывал услуги развивающимся странам на протяжении многих лет. "Но нам понадобились лучшие технологии с более рентабельными платформами, и это будет часть проекта развития Epic, поскольку мы расширяем свое присутствие на рынке и следим за всеми нововведениями", — поясняет Макглэйд. По словам Уайлера, идея создания группировок интернет-спутников нацелена на обеспечение доступа к сети на развивающихся рынках. "Цель — обеспечить возможный доступ в сеть для каждого и действительно решить вопрос мгновенного доступа в Интернет из любой точки. Мы надеемся, что в течение следующих нескольких лет перейдем с уровня "Это возможно?" на следующую ступеньку: "Что же делать с этим?".
Читайте также
Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

ACJ TwoTwenty: не ведая границ

Бизнес-версия самой маленькой "гражданской" модели Airbus всколыхнула рынок в сегменте биз...

Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов

Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы ...

Spirit создаст композитный фюзеляж для нового легкого реактивного самолета HondaJet 2600

Honda Aircraft планирует сертифицировать новый легкий реактивный самолет HondaJet 2600 в 2028 году, ...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти