В российском правительстве думают над формой объединения активов московского авиаузла, под которым подразумеваются три столичных аэропорта: "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово". По мнению чиновников, это повысит инвестиционную привлекательность аэропортов и следовательно, позволит найти ресурсы для их развития.
Необходимость расширения аэропортов обосновывается тем, что пассажиропоток растет, по разным оценкам, на 10-20% в год. Если рост сохранится, то к 2020 году московский авиационный узел (МАУ) выйдет на предел пропускной способности.
Однако многие эксперты сомневаются в том, что курс на объединение активов правильный. Во-первых, централизация фактически ведет к монополизму со всеми его минусами. Во-вторых, и сами аэропорты, за исключением "Шереметьево", который контролируется государством, не в восторге от предложения.
В среду, по информации газеты "Коммерсант", у первого вице-премьера Игоря Шувалова было назначено совещание по развитию МАУ, на котором нанятые правительством консультанты во главе с юридической фирмой Vegas Lex должны были представить промежуточные варианты объединения активов авиаузла.
Эксперты, знакомые с текстом отчета, рассказали Русской службе Би-би-си, что окончательный вариант планируется представить через месяц - и уже тогда правительство определится с наиболее перспективной формой объединения.
"Понятная, но неверная логика"
Два наиболее вероятных способа консолидации активов - либо на базе ОАО, либо через создание госкорпорации. В обоих случаях всё начнется с того, что из унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов" выделят другое предприятие, в собственность которого передадут аэродромы трех аэропортов (взлетно-посадочные полосы везде принадлежат государству).
После этого посредством разных схем эту компанию либо преобразуют в акционерное общество и внесут туда акции аэропортов, либо передадут эту компанию в собственность госкорпорации, где уже будут собраны активы трех аэропортов.
Логика правительства, пытающегося консолидировать активы МАУ, вполне понятна, считают некоторые эксперты.
"Во-первых, конкуренция трех столичных аэропортов делает государственные инвестиции менее эффективными. Во-вторых, под условную монополию трех столичных аэропортов с рынка гораздо проще привлечь средства, чем под конкурирующие проекты", - говорит главный редактор портала "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Впрочем, он и сам, выбирая между монополизацией и поддержанием конкуренции, предпочтение отдает последней идее. Часть аналитиков рынка еще более категорично возражает против монополизации столичных аэропортов под любым соусом.
"То, что московские аэропорты развиваются, объясняется исключительно тем, что они конкурируют между собой. Если эта конкуренция исчезнет, то будет неизбежная монополизация сервисов, неизбежное повышение стоимости услуг, неизбежное понижение качества и удорожание всевозможных издержек", - полагает генеральный директор "Инфомост-Консалтинг" Борис Рыбак.
Тайные пружины процесса
В правительстве, однако, так не считают. Впервые о необходимости консолидации аэропортов заговорили весной 2011 года, когда Владимир Путин - в качестве премьер-министра - Нажать сообщил о предстоящем объединении "Внуково" и "Шереметьево".
С тех пор дело почти не сдвинулось с мертвой точки, поскольку частные акционеры "Внуково" (из двух компаний-операторов аэропорта в одной государству принадлежит 25% акций, а в другой 75%) видят будущее своих активов не совсем так, как хотелось бы государству.
Что касается "Домодедово", то этот крупнейший в России по объему пассажиропотока аэропорт, управляемый частной компанией, в правительственных прожектах заинтересован мало. И, по словам собеседников Би-би-си, пока административное давление на его руководство не принесло результатов, хотя в числе прочего Нажать вынудило его отложить IPO на Лондонской бирже.
Но факт того, что это давление оказывается и "объединительный" проект упорно продвигается властью, некоторым специалистам в отрасли кажется далеко не случайным. Так, по мнению эксперта комитета Госдумы по транспорту Романа Гусарова, конечные бенефициары проекта - это "группа высокопоставленных, приближенных к власти лиц".
"В итоге будет создан огромный актив стоимостью в десятки миллиардов долларов. Даже просто продажа его на рынке принесет огромные барыши", - считает он.
Не все с этим согласны. "Весь аэропортовый бизнес - совсем не то же самое, что нефть или газ, - отмечает Борис Рыбак, возглавляющий консалтинговое агентство. - Мне кажется, что идея концентрации и централизации очень популярна в правительстве. Никаких сверхдоходов здесь нет. Просто это доминирующая экономическая модель, которая во всех абсолютно элементах пронизывает наше общество".