0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
07.06.2013
Новости

Объединение аэропортов Москвы: барыши и философия

В российском правительстве думают над формой объединения активов московского авиаузла, под которым подразумеваются три столичных аэропорта: "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово". По мнению чиновников, это повысит инвестиционную привлекательность аэропортов и следовательно, позволит найти ресурсы для их развития. Необходимость расширения аэропортов обосновывается тем, что пассажиропоток растет, по разным оценкам, на 10-20% в год. Если рост сохранится, то к 2020 году московский авиационный узел (МАУ) выйдет на предел пропускной способности. Однако многие эксперты сомневаются в том, что курс на объединение активов правильный. Во-первых, централизация фактически ведет к монополизму со всеми его минусами. Во-вторых, и сами аэропорты, за исключением "Шереметьево", который контролируется государством, не в восторге от предложения. В среду, по информации газеты "Коммерсант", у первого вице-премьера Игоря Шувалова было назначено совещание по развитию МАУ, на котором нанятые правительством консультанты во главе с юридической фирмой Vegas Lex должны были представить промежуточные варианты объединения активов авиаузла. Эксперты, знакомые с текстом отчета, рассказали Русской службе Би-би-си, что окончательный вариант планируется представить через месяц - и уже тогда правительство определится с наиболее перспективной формой объединения. "Понятная, но неверная логика" Два наиболее вероятных способа консолидации активов - либо на базе ОАО, либо через создание госкорпорации. В обоих случаях всё начнется с того, что из унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов" выделят другое предприятие, в собственность которого передадут аэродромы трех аэропортов (взлетно-посадочные полосы везде принадлежат государству). После этого посредством разных схем эту компанию либо преобразуют в акционерное общество и внесут туда акции аэропортов, либо передадут эту компанию в собственность госкорпорации, где уже будут собраны активы трех аэропортов. Логика правительства, пытающегося консолидировать активы МАУ, вполне понятна, считают некоторые эксперты. "Во-первых, конкуренция трех столичных аэропортов делает государственные инвестиции менее эффективными. Во-вторых, под условную монополию трех столичных аэропортов с рынка гораздо проще привлечь средства, чем под конкурирующие проекты", - говорит главный редактор портала "Авиапорт" Олег Пантелеев. Впрочем, он и сам, выбирая между монополизацией и поддержанием конкуренции, предпочтение отдает последней идее. Часть аналитиков рынка еще более категорично возражает против монополизации столичных аэропортов под любым соусом. "То, что московские аэропорты развиваются, объясняется исключительно тем, что они конкурируют между собой. Если эта конкуренция исчезнет, то будет неизбежная монополизация сервисов, неизбежное повышение стоимости услуг, неизбежное понижение качества и удорожание всевозможных издержек", - полагает генеральный директор "Инфомост-Консалтинг" Борис Рыбак. Тайные пружины процесса В правительстве, однако, так не считают. Впервые о необходимости консолидации аэропортов заговорили весной 2011 года, когда Владимир Путин - в качестве премьер-министра - Нажать сообщил о предстоящем объединении "Внуково" и "Шереметьево". С тех пор дело почти не сдвинулось с мертвой точки, поскольку частные акционеры "Внуково" (из двух компаний-операторов аэропорта в одной государству принадлежит 25% акций, а в другой 75%) видят будущее своих активов не совсем так, как хотелось бы государству. Что касается "Домодедово", то этот крупнейший в России по объему пассажиропотока аэропорт, управляемый частной компанией, в правительственных прожектах заинтересован мало. И, по словам собеседников Би-би-си, пока административное давление на его руководство не принесло результатов, хотя в числе прочего Нажать вынудило его отложить IPO на Лондонской бирже. Но факт того, что это давление оказывается и "объединительный" проект упорно продвигается властью, некоторым специалистам в отрасли кажется далеко не случайным. Так, по мнению эксперта комитета Госдумы по транспорту Романа Гусарова, конечные бенефициары проекта - это "группа высокопоставленных, приближенных к власти лиц". "В итоге будет создан огромный актив стоимостью в десятки миллиардов долларов. Даже просто продажа его на рынке принесет огромные барыши", - считает он. Не все с этим согласны. "Весь аэропортовый бизнес - совсем не то же самое, что нефть или газ, - отмечает Борис Рыбак, возглавляющий консалтинговое агентство. - Мне кажется, что идея концентрации и централизации очень популярна в правительстве. Никаких сверхдоходов здесь нет. Просто это доминирующая экономическая модель, которая во всех абсолютно элементах пронизывает наше общество".

Читайте также

Бизнес-авиация в России: закон на стороне вторичного рынка

Рынок бывших в эксплуатации бизнес-джетов в России, несмотря на беспрецедентное давление, продолжает...

LABACE возвращается на мировую арену

Крупнейшая выставка бизнес-авиации в Латинской Америке возвращается спустя три года в изменившийся м...

Нелетная погода: как ударил кризис по бизнес-авиации

Российская бизнес-авиация оказалась на грани выживания, за границей которого ее, очевидно, ждет пики...

Лучшие из лучших: топ-20 производителей авиатехники бизнес-класса

Хотите купить самолет или вертолет? Начните с изучения ключевых фактов о производителях самолетов, ч...

Gulfstream получил премию IY&AA Design Award за салон G700

Gulfstream G700 был удостоен Международной премии в области яхт и авиации 2022 года International Ya...

Творческий полет: креативная студия ACJ TwoTwenty поможет создать свой уникальный самолет

Пространство демонстрирует секцию салона ACJ TwoTwenty в натуральную величину, который клиенты могут...

EBACE: новости «большой тройки»

В выставочном комплексе Palexpo в Женеве с 23 по 25 мая прошла Европейская выставка и конференция де...

Исследователь неба: футуристический дизайн самолета от Lufthansa Technik

Салон с панорамным прозрачным верхом, терраса с лаундж-зоной на свежем воздухе, зона бара и даже про...

Bombardier Challenger 3500 обгоняет конкурентов

Новый Challenger вступает «в игру» с самыми востребованными джетами ведущих мировых производителей: ...

Авиационный консалтинг: подробный расчет расходов

Что включает в себя понятие «авиационный консалтинг» и что необходимо знать будущему владельцу возду...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти