Российские туристы все чаще сталкиваются с проблемами при оформлении виз в Катар, об этом сообщила газета "Коммерсант". Журналисты издания предполагают, что визовые сложности могут быть связаны с возросшей напряженностью в отношениях между странами, связанной с политическими противоречиями между Москвой и Дохой. Подобная ситуация лишает смысла продвижение в России главной авиакомпании Катара — Qatar Airways, — которая в ноябре поставила на маршрут Доха—Москва самолет Boeing 787, названный производителем лайнером мечты — Dreamliner. До этого между городами полеты выполнялись на узкофюзеляжных самолетах семейства Airbus А320. Qatar Airways стала третьим авиаперевозчиком, который начал летать в Москву на Boeing 787, еще в 2012 г. этот тип самолета задействовала на московском направлении японская JAL, а летом этого года полеты в Россию на Boeing 787 открыла индийская Air India. Boeing 787 почти вдвое увеличил предложение катарской авиакомпании на московском маршруте: если в А320, по данным ресурса SeatGuru, у Qatar Airways 144 кресла (12 в бизнес-классе, 132 в эконом-классе), то в Boeing 787 — 254 (22 и 232 соответственно), так что в бизнес-классе провозная емкость выросла на 83%, в экономическом — на 76%. Но дело не только в количестве кресел, новый тип самолета привлекает пассажиров, поэтому для авиаперевозчика это сильный имиджевый шаг.
Qatar Airways входит в так называемую ближневосточную тройку перевозчиков, она включает также авиакомпании Emirates и Etihad (обе базируются в ОАЭ), англоязычные авиационные издания теперь обозначают их аббревиатурой MEB3 (от Middle East Big 3). Каждая из компаний имея, сравнительно скромную потенциальную базу пассажиров в стране базирования, сделала ставку на перевозку пассажиров между регионами Европы и Азии с пересадкой в базовом аэропорту, для Qatar Airways это международный аэропорт Дохи. Успехи MEB3 в развитии своих транзитных сетей привели к тому, что эти перевозчики рассматриваются как главная угроза для европейских авиакомпаний на маршрутах между Европой и Азией. Представители отрасли авиаперевозок в Европе уже пытались обвинить конкурентов Ближнего Востока в получении государственной помощи, а также говорили о том, что программы экспортного кредитования Airbus фактически дают дополнительные преимущества именно этим, а не европейским компаниям. Ближневосточные перевозчики могут получить назначения далеко не на все маршруты, которые им интересны в Европе. Но они все равно очень сильные конкуренты, и что немаловажно — они конкурируют за пассажиров премиум-сегментов, которые приносят авиакомпаниям значительный доход.
Главу Qatar Airways Акбара аль-Бакра уже спрашивали о возможности более жестких ограничений на полеты в Европу, вплоть до запретов, на что он отвечал, что авиакомпании Ближнего Востока никто не сможет заменить на этих маршрутах, а также называл главной проблемой европейских авиакомпаний их профсоюзы. На фоне этой конфронтации сложности, которые создает Катар на российском направлении, выглядят странно.
Поскольку пассажиры летят через Доху в третьи страны, им не нужна виза, так как пересадка может быть выполнена в чистой зоне аэропорта. Но перерывы между некоторыми рейсами занимают несколько часов, поэтому пассажиры нередко хотят попасть в ближайший город. К тому же, многие из тех, кто пользуются Qatar Airways, отправляются на дорогие курорты, такие как Мальдивы, и вполне могут позволить себе остановку в Дохе на пару дней, чтобы избежать слишком длинного и утомительного перелета. Если проблемы с оформлением виз продолжатся, эти пассажиры будут выбирать Etihad или Emirates. К тому же слухи о визовых трудностях создадут негативный имидж, оттолкнув даже тех, кому нужен банальный трансфер в аэропорту. Любые разговоры о проблемах с визами распространяются среди туристов с неимоверной быстротой и нередко реальная проблема оказывается преувеличенной, а затем для исправления ситуации требуется много времени.