Бизнес "Аэроэкспресса" за пределами Москвы пока нельзя назвать успешным. Компания так и не смогла добиться от региональных властей компенсации убытков за пригородные перевозки. В результате всего через год после запуска проекта в Сочи "Аэроэкспресс" решил от него отказаться, а в ближайший месяц может уйти и из Владивостока, говорит гендиректор компании Алексей Криворучко.
С 1 мая 2013 года вместо поездов "Аэроэкспресса" в Сочи используются поезда "Ласточка". При этом "Аэроэкспресс" продолжает работать в этом регионе по агентскому договору с "Российскими железными дорогами" (РЖД): отвечает за продажу билетов и предоставляет свой персонал.
Предполагалось, что такая схема будет действовать в преддверии и на время проведения зимней Олимпиады 2014 года, после чего оперирование участком Сочи - аэропорт Сочи вновь вернется к "Аэроэкспрессу". Однако, как выяснилось, перевозчик не собирается возобновлять этот проект, а в ближайший месяц может также уйти из Владивостока. Об этом РБК daily рассказал гендиректор "Аэроэкспресса" Алексей Криворучко. Причиной послужил отказ региональных властей компенсировать убытки оператора за пригородные перевозки. "Из Сочи мы уже ушли, если в течение месяца Владивосток не возместит выпадающие доходы, уйдем и оттуда", - рассказал Алексей Криворучко. По данным РБК daily, место "Аэроэкспресса" во Владивостоке может занять местный перевозчик "Экспресс Приморья".
Проект "Аэроэкспресс" в Сочи стартовал в феврале, а во Владивостоке - в июле прошлого года. Суммарные расходы компании на запуск двух сообщений превысили 260 млн руб. При этом если в Москве "Аэроэкспресс" курсирует между железнодорожными вокзалами и аэропортами без остановок, то в регионах он также охватывает отдельные железнодорожные станции, выполняя тем самым роль обычной электрички. Пригород занимает 60% всех перевозок оператора в Сочи и 75% во Владивостоке. Изначально предполагалось, что так же, как и пригородным пассажирским компаниям, региональные власти будут компенсировать "Аэроэкспрессу" расходы за пригород. Однако, как сообщили в "Аэроэкспрессе", за прошлый год власти Краснодарского края задолжали компании 100 млн руб., Приморского - около 150 млн руб.
"С самого начала было понятно, что проекты в Сочи и Владивостоке у "Аэроэкспресса" прибыльными не будут", - комментирует глава агентства Infranews Алексей Безбородов. Это очень автомобилизированные регионы: в Приморье 90% домохозяйств имеют личные автомобили, на Кубани - 75%, в Сочи - 85%, приводит статистику эксперт. "Поэтому не стоило ожидать, что местные жители станут использовать аэроэкспрессы как электрички. А только пассажиров, прилетающих и улетающих из местных аэропортов, недостаточно, чтобы окупить проект", - объясняет он.
Помимо Сочи и Владивостока "Аэроэкспресс" работает в Казани, где самостоятельно эксплуатирует свой парк поездов "Ласточка", арендованный у РЖД. Выпадающих доходов здесь быть не может, так как поезд не делает промежуточных остановок, перевозя пассажиров по регулируемым государством тарифам.