Главными вопросами в отношениях между Европой и странами Ближнего Востока в области гражданской авиации стали честная конкуренция и возможность подписания многостороннего соглашения о воздушном сообщении — наподобие европейского соглашения об открытом небе. Этим темам посвящены ноябрьские визиты комиссара Евросоюза по транспорту Виолетты Балк и нового руководителя Генерального директората по мобильности и транспорту Еврокомиссии (DG Move) Хенрика Хололея в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар.
Идет работа над созданием четких, более строгих правил о справедливой конкуренции и либерализации доступа на рынок. По крайней мере, этот вопрос был согласован на встрече министров транспорта Евросоюза в марте нынешнего года. Совет по транспорту Евросоюза принял доводы представителей Франции и Германии, которые считают, что соглашение об открытом небе между Евросоюзом и странами Персидского залива сможет убедить эти государства согласиться с принципами "справедливой конкуренции" и привести свои правила в соответствие со стандартами Евросоюза.
Риторика вопроса давно известна. Авиакомпании Air France — KLM и Lufthansa недовольны агрессивным ростом трех ближневосточных перевозчиков: Emirates и Etihad Airways из ОАЭ, а также Qatar Airways из Катара, обвиняя их в нечестной конкуренции. Но не все авиакомпании в Европе придерживаются такой позиции. International Airlines Group, Finnair и Ryanair, например, не видят никакой проблемы в деятельности ближневосточных перевозчиков и поддерживают либерализацию рынка, но министры транспорта тех стран, где зарегистрированы эти авиакомпании, не проявляли никакой активности в марте.
Специалисты DG Move усиленно работали над аккомодацией данного принципа (внесением пунктов о закреплении маршрутов, а также об "открытой и справедливой" конкуренции в соглашения о воздушном сообщении между Евросоюзом и другими странами) в новом Пакете авиационных мер Евросоюза, который будет определять будущую политику ЕС в области авиации и станет фундаментом для стратегии повышения конкурентоспособности в отрасли.
Рабочая группа DG Move подготовила проект поправок в регламент ЕС № 868/2004, касающихся защиты против субсидирования и несправедливых ценовых действий, препятствующих сообществу авиаперевозчиков в оказании авиатранспортных услуг, со стороны стран, не входящих в Евросоюз. Напомним, что регламент № 868/2004 был принят в свете обеспокоенности авиационного сообщества относительно несправедливых ценовых действий со стороны американских авиакомпаний на трансатлантическом рынке после терактов 11 сентября 2001 г.
Однако поправки в регламент были отклонены другими департаментами Евросоюза. Генеральный директорат по внутреннему рынку, промышленности и предпринимательству (DG Grow), а также Генеральный директорат по торговле (DG Trade), как и сотрудники администрации Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, отклонили поправки Директората DG Move, указывая на ряд собственных замечаний. В частности, они утверждают, что достижение принципов справедливой конкуренции для авиаперевозчиков выходит за пределы возможностей авиакомпаний, и указывают на возможность повторения сценария со спорной схемой Евросоюза, касающейся торговли выбросами, которая практически привела к торговой войне со всеми крупнейшими партнерами ЕС. Надо стараться избегать таких действий.
Крупнейшие производители (Airbus, Rolls-Royce, Safran, Thales), аэропорты и службы аэронавигации призывают к единому подходу по решению данного вопроса. Они — крупнейшие работодатели, а создание рабочих мест сейчас стоит во главе повестки дня в Евросоюзе.
Ален Алексис, руководитель отдела по делам оборонной, аэрокосмической и морской отрасли Директората DG Grow, считает, что Евросоюзу необходимо найти баланс между интересами производителей и авиакомпаний. По его мнению, это подразумевает предоставление прав на воздушные перевозки странам Персидского залива, если Евросоюз хочет продавать самолеты Airbus и дальше.
Появляются и другие проблемы. ОАЭ, Катар и ряд стран Евросоюза тесно сотрудничают друг с другом по вопросам национальной обороны и являются союзниками в борьбе против самопровозглашенного Исламского государства.
"Это достаточно чувствительная проблема, — говорит Виолета Балк. — Пакет авиационных мер появится как раз вовремя". Однако, как утверждают официальные представители Евросоюза, сам регламент, а также непонятные до конца поправки к нему будут представлены в более поздний срок, а именно в 2016 или 2017 г.
Пока же Директорат DG Move пытается расширить свою сферу влияния. В частности, предполагается, что настал подходящий момент для более активных действий Евросоюза во внешней авиационной политике. Руководство директората будет добиваться от комиссии мандата на обсуждение соглашений по открытому небу с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), Мексикой, Арменией, Турцией, Китаем и шестью государствами — членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) в рамках нового Пакета авиационных мер.
Обсуждение выделения необходимых мандатов может начаться в январе следующего года.
Но будут ли дебаты вокруг мандатов и принципов честной и справедливой конкуренции действительно посвящены тому, на что направлен Пакет авиационных мер, — на увеличение конкурентоспособности европейской авиационной отрасли? Это означает необходимость реализации постоянно откладываемого проекта Single European Sky, срочный пересмотр правил, регламентирующих права пассажиров, снижение налоговой нагрузки и завершение пересмотра основных регламентов.