"Небесный тихоход" и его команда | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
28.04.2016
Новости

"Небесный тихоход" и его команда

Фанера - плохая защита от пуль и снарядов, а прозвище "небесный тихоход" подтверждало: на этом хрупком самолете мало шансов уйти из под вражеского обстрела. Однако По-2 стал одной из легенд Великой Отечественной войны, тысячи пилотов и техников превратили его в грозное для немцев оружие, наводившее ночами страх на противника. Самолет, воспетый не в одном советском фильме про войну, также на славу послужил раненым бойцам и партизанам, спасая многие тысячи жизней и регулярно доставляя в тыл снаряжение и продовольствие. Дорога на фронт Иван Анопченко недавно отметил столетний юбилей. Но события военного времени он помнит хорошо. "Победу я встретил в Москве, - говорит ветеран. - Везде стрельба. У каждого был пистолет, все стреляют в воздух, все радуются безмерно! А так, почти всю войну, моим оружием был По-2". В армию Анопченко призвали в 1937 году. Попал в Белоруссию в танковую бригаду где окончил "учебку". В качестве механика-водителя танка участвовал в операциях в Западной Белоруссии в 1939 году, присоединял Литву, наступал на Выборг в Финскую войну. В конце 1940 года демобилизовался со срочной службы, уехал к сестре в Алма-Ату. Окончил летное училище по специальности "авиационный техник". "Служил в Алма-Атинской авиаэскадрилье. В один из ноябрьских дней 1941 года меня вызывают, получаю приказ: "Готовь самолет!". Вместе с летчиком предстаем перед командиром. "Приказ: завтра улетаете на фронт. Из Алма-Аты мы вылетели в Липецк, где формировался полк", - вспоминает ветеран. Служил он в 6-м отдельном авиационном полку, в марте 1943 года ставшим 62-м гвардейским отдельным авиационным полком Гражданского воздушного флота. Летчики ГВФ доставляли частям Красной Армии оружие и боеприпасы, медикаменты и провиант, вывозили с фронта раненых и больных. Свое гвардейское звание полк получил за мужество и героизм личного состава во время Сталинградской битвы, став первой фронтовой частью гражданской авиации, удостоенной этого звания. Отличился полк и во время Курской битвы, где его санитарная эскадрилья за два месяца вывезла более четырех тысяч раненых и доставила в фронтовые госпитали две тонны лекарств и 27 тонн консервированной крови. Ремонт под пулями По-2 - разработанный знаменитым авиаконстуктором Николаем Поликарповым биплан с деревянным фюзеляжем и фанерным крылом. Мог приземлиться на небольшом пятачке - на лесной полянке или речном острове. Немцы прозвали По-2 "швейными машинками" за характерный стрекот двигателя. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилот и штурман-бомбардир. В санитарном и транспортном варианте обходились одним пилотом, напарниками которых часто бывали техники - требовалось подготовить взлетную полосу, отремонтировать воздушное судно, выполнить иные работы по специальности. В начале 1943 года неподалеку от Котельниково вражеский "мессер" атаковал самолет санитарной эскадрильи с сержантом Анопченко на борту. Вместе с ним летели техник и врач. "Нас пилот закрыл в маленькой кабине и полетели. По пути попали под обстрел истребителя. Летчик сумел посадить самолет и убежал в укрытие. В обшивке самолета насчитали 68 пробоин, была повреждена лопасть винта, а у нас нет ни одной царапины. И я сумел отремонтировать самолет по обстрелом", - вспоминает Анопченко. За этот вылет сержанта наградили медалью "За боевые заслуги". До этого случая самолет выполнил 470 боевых вылетов, налетал 1300 часов без единой поломки. Большинство техников полка были мужиками в возрасте, поэтому подобные "командировки" часто выпадали молодому Анопченко. Во время вылетов бывали потери. Похоронил сержант пилота с которым в ноябре 1941 года летел в Липецк. Затем в полку погибли еще нескольких летчиков. Война. "Страха не было, - говорит. - О смерти старались не думать, мысли были о поставленной задаче". Партизанский край В 1943 году полк обеспечивал связь с партизанами. Как и армейским частям, на По-2 им везли припасы и медикаменты, обратно доставляли раненых и больных. Работали без посадки, сбрасывая груз с воздуха. Многое зависело от удачи - попадет такая "посылка" партизанам или утонет в болоте, либо свалится под ноги немцам. "Потом один из летчиков на свой страх и риск сел на лесной поляне. После чего меня забросили в партизанский отряд - принимать самолеты. Около трех месяцев обустраивал взлетные полосы, днем готовил сигнальные огни, ориентируясь на которые летчики совершали ночные рейсы", - рассказывает Анопченко. С августа по сентябрь 1943 года, уже будучи старшиной 3-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи, Анопченко находился в расположении партизанских бригад генерал-майора Горшкова, затем в отряде майора Кошелева, в октябре был направлен в Гомельское партизанское соединение генерал-майора Ильи Кожара. Везде организовывал лесные аэродромы. В полковых документах об этом эпизоде боевого пути ветерана сказано так: "Товарищ Анопченко обеспечил безаварийный прием и выпуск 450 самолетов, отправив из партизанских районов на большую Землю свыше тысячи раненых партизан, стариков и детей". "К партизанам самолеты шли груженные продуктами, а обратно полные ребятишек. В одни носилки для раненых их сажали по несколько человек, еще один-два помещались сажал за спиной пилота. Были они очень худые, одни кости. Страшный был голод в Белоруссии. Даже многие взрослые весили не больше 40 килограммов", - говорит Анопченко со слезами на глазах. Партизанская жизнь полна неожиданностей. Немцы попытались ликвидировать отряд, где был старшина-авиатехник. "Загнали нас в болота. Мы тогда за одну ночь прошли около 60 километров, отрываясь с боями от немцев. Шли по колено в воде, проваливаясь по грудь. Меня берегли как специалиста", - вспоминает ветеран. С отрядами генерала Кожара он с боями форсировал реку Березина "проявив при этом мужество и дисциплинированность война Красной армии", за что был награжден медалью "За отвагу". После Победы В конце войны Анопченко направили в летний центр в Баку, где готовили бортмехаников на самолеты Ли-2. "Отучившись полтора месяца, я получил направление в Москву, в 10-ю гвардейскую транспортную дивизию, где и встретил Победу, - вспоминает ветеран. - Из Москвы летали в города Германии, в Вену. Возили армейские грузы". В августе был награжден орденом Отечественной войны П степени. Затем началась мирная жизнь. Гвардии старшина отказался сначала от назначения в Красноярск, говорит, что "немного испугался" далекого сибирского города. Работал бортмехаником в Риге, в Воронеже на самолета Ли-2 и Ил-14, был авиадиспетчером. В конце- концов судьба привела его в Красноярск. 13 апреля Иван Николаевич встретил столетний юбилей. Ветеран бодр, старается не жаловаться на жизнь и готовится к 71-й годовщине Победы.
Читайте также
Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Гигантские черепахи на Сейшелах и подводный винный погреб на Мальдивах: как выглядит идеальный майский отдых у океана

Уникальные природные локации, продуманный до мелочей дизайн, расслабляющие спа-процедуры, изысканные...

Путешествие в нерассказанное: открываем заново Ближний Восток и Африку

От классики до эклектики, от старинных базаров среди небоскребов до фешенебельных курортов посреди п...

Итальянцы в России: воспоминания об итальянском детстве и русские сказки с итальянским акцентом

Если очень хочется в Италию, но дела пока не отпускают, гастрономические обозреватели jets.ru Мила и...

Артем Естафьев: «Я человек концепции. Моя задача – транслировать мой внутренний мир и творчество через еду»

Гастрономические обозреватели jets.ru Мила и Ольга Трещёвы пообщались с Артемом Естафьевым – шеф-пов...

Роскошная Греция от Sani Resort и The Greeks

Один из лучших в мире семейных курортов Sani Resort, расположенный в Греции, и греческий ресторан Ан...

Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти