Очередной проект "Аэрофлота" на рынке низкотарифных перевозок будет называться "Победа", сообщила группа компаний. В ближайшее время будет запущен сайт pobeda.aero. Бренд, о котором пока сама группа компаний "Аэрофлот" официально не объявила, вызвал неоднозначную реакцию на рынке. Первые возникшие ассоциации — с автомобилем ГАЗ М-20 "Победа", а также с произведением Андрея Некрасова "Приключения капитана Врунгеля", где у яхты главного героя перед стартом регаты отвалились первые буквы и "Победа" превратилась в "Беду". На самом деле, сложно представить, какой бренд, предложенный "Аэрофлотом", не вызвал бы критики. Реакция на выбор названия "Добролёт" несколько месяцев назад также оказалась весьма неоднозначной.
Взаимоотношения с названиями и брендингом у российских авиакомпаний всегда были непростыми. В 90-е гг. базировавашееся в Шереметьево Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУ МВС), став правопреемником советского "Аэрофлота", получило в наследство и его бренд, который, с одной стороны, был широко известен, но с другой — тянул за собой шлейф советского же негатива. Остальным новым перевозчикам было еще сложнее: бывшие региональные авиационные предприятия, превратившиеся в коммерческие компании, меньше всего в начале 90-х задумывались о брендинге. Многие выбирали названия с географической привязкой — "Сибирь", "Тюменьавиатранс", "Кавминводыавиа", "Красноярские авиалинии", "Оренбургские авиалинии", "ОмскАвиа", — но впоследствии многие переросли свои регионы и начали летать уже из Москвы по самым разным направлениям. Географические названия стали странно смотреться и нередко вводили в заблуждение пассажиров. В результате "Сибирь" превратилась в S7 Airlines, "Тюменьавиатранс" в UTair, "Красноярские авиалинии" в KrasAir. Однако смена названий перевозчикам дается непросто, поскольку передать свидетельство эксплуатанта другому юридическому лицу крайне сложно. Поэтому у многих появляется новый бренд, но остается старое название в свидетельстве. Так, чартерная авиакомпания Metrojet согласно своему свидетельству по-прежнему "Когалымавиа", а S7 — "Сибирь". Кстати, многие пассажиры, в первую очередь туристы, которые пользуются чартерными рейсами, как и раньше, уделяют не много внимания перевозчику, которым летят, и зачастую не помнят его названия.
Однако, как и в кризисные 90-е гг., вопросы названия и брендинга в авиационной отрасли сейчас могут отойти на второй план. Из-за падения курса рубля по отношению к мировым валютам рост пассажиропотока на международных направлениях в этом году замедлился, а по данным независимого авиационного аналитика Андрея Крамаренко, если устранить эффект низкой базы сентября 2013 г. (из-за ситуации в Египте), то в этом году в сентябре перевозки пассажиров на международных воздушных линиях (МВЛ) в дальнее зарубежье снизились на 1,6%. Внутренние перевозки, с устранением "эффекта Крыма", выросли всего на 4,6%. Если в октябре ситуация не изменится, то авиакомпании столкнутся с полномасштабным кризисом. Запускать нового перевозчика в этот момент более чем рискованно. Но "Аэрофлот", чей предыдущий низкотарифный проект закрылся в августе из-за прямых санкций со стороны ЕС, видимо, решил не отступать от своего и все-таки создать в России низкотарифного или, как звучит неудачный англицизм, бюджетного перевозчика. Сейчас ситуация для группы "Аэрофлот" осложняется еще и тем, что новая компания выходит на рынок не в летний высокий сезон, а в зимний, традиционно низкий.
В книге Некрасова "Приключения капитана Врунгеля" команде яхты "Беда", даже несмотря на получившееся название, удалось преодолеть трудности и первыми прийти к финишу. Но это художественное произведение, в реальной жизни все может быть по-разному.