О решении проблем малой авиации и рынке композитных материалов президент поговорил с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым."В целом по сравнению с прошлым годом промышленность демонстрирует лучшие показатели, да?" - поинтересовался Владимир Путин.
Признавшись, что первые четыре месяца оптимизма не внушали, Мантуров сообщил, что по результатам конца мая - начала июля тенденция восстановительная. "Мы рассчитываем все-таки на стабильные 3 процента и будем стараться", - заключил он, имея в виду рост обрабатывающих отраслей. А в целом по промышленности показатель должен быть около 2 процентов, спрогнозировал он.
Основной рост дали предприятия авиапрома, а вот объем производства по автомобилям, особенно легким - коммерческим, упал. Восстанавливается металлургия, активно развиваются новые индустрии. В России серьезный потенциал по потреблению композитных материалов, убежден Мантуров. В среднем мировой рынок растет на 5-7 процентов по году. Но потребление на душу населения в сравнении с другими развитыми странами в нашей стране в 15 раз меньше, всего полкилограмма на человека, посетовал он.
Поэтому, сообщил министр, сейчас активно меняют регламенты, разрабатывают новые стандарты. Запущены четыре отраслевые программы, также идет работа на региональном уровне.
Задача разработки технологий и образцов промышленной продукции решается в рамках нового механизма софинансирования научно-исследовательских и конструкторских работ. "Мы отобрали 25 инвестиционных проектов за конец прошлого года и начало этого года, которые получат из бюджета в общей сложности до конца 2016 года 4 млрд рублей", - уточнил Мантуров.
Поддержку внедрению новых видов продукции окажут два инжиниринговых центра. Один - в ведении минпромторга - центр на базе Института авиационных материалов, и второй - на базе "дочки" "Ростеха" - холдинговая компания "Композит". Два - на этапе подготовки и реализации, один - на базе Бауманского технического университета, и второй - на базе Казанского авиационного университета.
Параллельно расширяются мощности ключевых предприятий, создаются образцы и новые изделия. "В этом году мы уже закладываем судно на подводных крыльях полностью из композитов, - рассказал Мантуров. - И рассчитываем, что в целом по России будет заменен парк сегодняшних "Метеоров", а их около 300 эксплуатируется, которые уже требуют замены".
На "Уралвагонзаводе" создан не имеющий аналогов вагон-хоппер для перевозки удобрений и сыпучих грузов. Срок эксплуатации - до 32 лет, грузоподъемность больше на 15 процентов. Также разработана конструкция моста, с монтажом всего 1-2 дня. Ее будет заказывать "Автодор" на строительство мостовых переходов на федеральных и региональных трассах. "50 лет эксплуатации без ремонта. Естественно, это выгоднее для бюджета", - описал министр и продолжил приводить примеры достижений нашей промышленности в этой сфере.
В целом в этих отраслях объем производства увеличился за 2013 год на 40 процентов по сравнению с 2012-м, и с этого года они будут прирастать минимум на 25 процентов, рассчитывает глава минпромторга. К 2020 году можно будет выйти на объем в 120 млрд рублей в год, что в 5 раз выше прошлогоднего уровня.
Выслушав доклад про композитные материалы, глава государства решил поподробнее расспросить про авиацию.
"Мы недавно были с вами на одном из предприятий, смотрели небольшие самолеты отечественного производства для местных линий. В целом, как ситуация у нас обстоит?" - поинтересовался Путин. "С прошлого года уже проводится научно-исследовательская работа по новому типу, типоразмеру нескольких самолетов вместимостью от 9 до 12 мест и 16-местные... Начиная с 2017 года, мы должны сертифицировать и начать производство этих самолетов", - сообщил Мантуров. "А то, что мы с вами видели недавно совсем?" - уточнил глава государства, имея в виду поездку в Самару, где он осмотрел новую модель самолета для малой авиации.
"Это самолет "Рысачок". Организована опытная работа, и компания ЦСКБ "Прогресс" рассчитывает на завершение сертификации этого самолета до конца этого года. В следующем году они рассчитывают на начало уже серийного производства", - ответил министр.
"Надо отечественные двигатели туда еще вставлять", - как и тогда, в Самаре, обратил внимание Путин. "Да. Сейчас там используется чешский двигатель", - кивнул собеседник. "При этом у нас уже есть наработки по собственному двигателю, - добавил он. - Мы рассчитываем, что до конца 2016 года должны выйти на производство и сертификацию этих двигателей в России".
Кстати
Президент обсудил социально-экономическую ситуацию в Орловской области с и. о. губернатора Вадимом Потомским. Регион готов включиться в работу по импортозамещению, предоставив площади для промышленного производства. Потомский также попросил дать поручения о создании подпрограммы по специальному кластеру развития полупроводниковых систем: можно будет добиться серьезного импортозамещения уже за 2-3 года.