ВТБ подал иск в арбитражный суд Москвы и потребовал признать компанию "ВИМ-Авиа" банкротом. В пресс-службе Росавиации подтвердили, что у перевозчика действительно имеется долг перед банком, однако риски прекращения полетов отсутствуют.
В пресс-службе "ВИМ-Авиа" уточнили, что "ситуация является спором хозяйствующих субъектов и действительно никак не повлияет на операционную деятельность авиакомпании". Информацию о наличии задолженности в пресс-службе перевозчика также не отрицают. "У авиакомпании сформировалась незначительная задолженность перед ВТБ. В настоящее время проходят переговоры по урегулированию ситуации. Рассмотрение апелляции назначено на февраль 2015 года, - подчеркнули в "ВИМ-Авиа". - В данной ситуации нет оснований для беспокойства".
В пресс-службе ВТБ тем временем отметили, что все же банк обратился в суд для защиты своих интересов, поскольку предложений об урегулировании задолженности от перевозчика не поступало. В октябре 2014 года ВТБ уже выиграл иск на сумму $2,7 млн на основании того, что перевозчик просрочил выплату по двум кредитным линиям. Иск к "ВИМ-Авиа" на 342 млн руб. в прошлом году подал и "Сбербанк" с требованием принять обеспечительные меры.
Сложности у "ВИМ-Авиа" возникли еще в конце 2013 года, когда Росавиация аннулировала сертификат подконтрольной перевозчику авиакомпании "Башкортостан" (на ее базе "ВИМ-Авиа" пыталась создать республиканскую компанию-перевозчик, а затем использовала ее для чартерных рейсов).
Эксперты считают, что в такой ситуации нет ничего нового с учетом сложной обстановки на отечественном рынке пассажирских авиаперевозок. При этом не все авиакомпании представляют отчетность по международным финансовым стандартам, позволяющую оценить их финансовое состояние. Таким образом, они вынуждены влезать в долги, чтобы не останавливать работу, - оптимизируя расходы, они сокращают флот и отказываются от неприбыльных маршрутов.
"К сожалению, финансовая отчетность авиакомпании "ВИМ-Авиа" за 2014 год отсутствует. В 2013 году она демонстрировала прибыль, хотя и не слишком большую, по данным СПАРК, 133 млн руб. Поэтому оценить реальное финансовое положение компании на данный момент затруднительно", - прокомментировал руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По словам эксперта, авиакомпанию уже не один раз хоронили: в 2009 году против "ВИМ-Авиа" также были поданы судебные иски, но тогда перевозчику удалось договориться с кредиторами. "ВИМ-Авиа" уже несколько лет "испытывает серьезные трудности со свободными денежными средствами и операционной деятельностью". Проблема заключается в бизнес-модели авиакомпании, которая вынуждена работать в основном на внутренних регулярных маршрутах, конкурируя с крупными игроками. Флот авиакомпании состоит из среднемагистральных самолетов Boeing 757-200 (10 штук) и Аirbus 319-111 (4 штуки). Авиакомпания совершает регулярные, чартерные и сезонные рейсы по России, в Европу, на Кавказ, в Среднюю Азию и на Ближний Восток.
"Проблемы, возникшие из-за роста курса рубля и спроса на авиаперевозки коснулись всего рынка, - продолжил Олег Пантелеев. - Даже если авиакомпания будет вынуждена остановить полеты из-за долгов, остальные игроки без труда перераспределят пассажиров между собой. Однако я полагаю, что выход все же будет найден".
"Я уверен, что авиакомпания в ближайшее время уладит ситуацию. По размерам активов "ВИМ-Авиа" можно назвать одной из самых успешных российских авиакомпаний", - согласился независимый авиаэксперт Сергей Бураков.
При этом независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко ясного будущего для "ВИМ-Авиа" не видит. "Низкий сезон и дальнейшее ухудшение ситуации на российском авиарынке в первую очередь бьют по небольшим авиакомпаниям", - продолжил аналитик.
Согласно прогнозам экспертов, сохранение текущей ситуации на протяжении всего 2015 года приведет к банкротствам некоторых авиакомпаний. При существующих тарифах большинство компаний работают с гарантированным убытком, а банкротства, в свою очередь, будут означать сокращение провозных емкостей, уровня конкуренции и, как следствие, рост тарифов.
"Крайне нежелательными вариантами развития события является ухудшение транспортной доступности отдаленных регионов, Крайнего Севера и Дальнего Востока, или региональных перевозок", - подчеркнул Олег Пантелеев.
В 2015 году устойчивость финансового положения авиакомпаний будет зависеть от сохранения потребительского спроса и курса рубля.
"Такие факторы, как курс рубля, действия правительства по поддержке отрасли, прогнозировать невозможно, следовательно, ни малейшей определенности в судьбе отрасли в целом сегодня нет", - продолжил Олег Пантелеев.
Аналитик ИК "Регион" Алла Юрова подчеркнула, что повышение курса евро, по которому номинированы тарифы на международные перевозки, приводит к автоматическому удорожанию полетов. "Авиакомпании, находясь в ситуации снижения потребительского спроса, вынуждены корректировать итоговую цену полета менее существенно для поддержания загрузки парка", - добавила аналитик.
Как уже сообщал Gudok.ru, в самом сложном положении оказались авиакомпании UTair и "Трансаэро". В конце 2014 года финансовое положение UTair резко ухудшилось на фоне спада авиаперевозок и девальвации рубля. До конца осенне-зимней навигации авиакомпания отменила рейсы из Москвы в восемь городов страны - Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Иркутск, Барнаул, Архангельск и Волгоград из-за снижения спроса на этих направлениях. Общая задолженность UTair превысила 167 млрд руб.
В начале декабря 2014 года авиакомпания допустила дефолт по облигациям на общую сумму 2,7 млрд руб., а затем не исполнила требования о досрочном погашении еще на 281 млн руб. В декабре же она попросила о госпомощи. Вопрос о господдержке UTair пока обсуждается.
О сокращении количества рейсов по различным направлениям сообщила и авиакомпания "Трансаэро". При этом два крупнейших игрока российского авиарынка - "Аэрофлот" и "Сибирь" - настаивают на сохранении паритета. Они предлагают не оказывать государственной поддержки UTair. Соответствующее письмо они направили еще первому вице-премьеру Игорю Шувалову. "Аэрофлот" и "Сибирь" заявили, что готовы взять на себя перевозку пассажиров купивших билеты на рейсы UTair.
Также непростая финансовая ситуация сложилась в авиакомпании "Трансаэро". В конце 2014 года перевозчик обратился в правительство с просьбой о помощи. Компания пострадала от девальвации рубля, западных санкций против России и общего ухудшения состояния российской экономики. Правительство 24 декабря предоставило "Трансаэро" госгарантии на сумму до 9 млрд руб.
Примечательно, что на фоне пикирующих отечественных авиакомпаний во всем остальном мире отрасль переживает расцвет. В связи с ростом спроса и падением цен на топливо 2015 год уже прогнозируется как самый успешный для авиакомпаний.
По прогнозам Международной организации гражданской авиации, в 2015 году цены на авиабилеты могут снизиться на 5%, а трафик коммерческих перевозок возрастет на 7%. В общей сложности в текущем году авиакомпании получат прибыль в размере $25 млрд против почти $20 млрд в 2014 году, прогнозируют в IATA.