0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
02.10.2014
Новости

Самара и два "Ила"

За трескотнёй экономических и финансовых правительственных «гуру» о будущем российской промышленности в «санкционный» период прячется истовое желание как можно скорее вернуться к благостному «сбору и делёжке» нефтегазовых доходов. Как было прежде. А дальше снова по Гайдару: «Нужны будут самолёты – купим «Боинги». Поэтому одни энтузиасты, в назидание потомкам, пытаясь сохранить память о былом величии, вытаскивают из болот останки штурмовиков Ил-2 и яростно вкалывают над реставрацией самолётов. Другие бьются за производство своих собственных, российских, авиалайнеров. Так вышло, что в Самаре к 70-летию Победы занимаются восстановлением «летающего танка» Великой Отечественной, а на авиазаводе «Авиакор» надеются запустить программу производства регионального Ил-114, наследника знаменитого «Полярного лайнера» Ил-14.

Из прошлого в будущее

Старый друг «АН» Владимир Пташинский, который руководил лётными испытаниями двигателя НК-93 (уверены, на этом техническом шедевре российских конструкторов точка ещё не поставлена), сегодня поглощён другим проектом – восстановить до лётного состояния самолёт-легенду Ил-2,символ Самары. Мечта – продемонстрировать штурмовик на параде в честь 75-летия Великой Победы. Под крыло фонда «Патриоты Поволжья» Пташинский собрал всех, кто способен загореться идеей: бывших и действующих лётчиков, ветеранов ВДВ, бизнесменов, инженеров, технологов, конструкторов, учёных и студентов Самарского аэрокосмического университета, политиков и даже губернских депутатов. Наша газета тоже оказалась в этой почётной компании. А Михалыч носится по Самаре и окрестностям на древней «Ниве» в неизменной тёмно-синей куртке техсостава ВВС, убеждает, просит, достаёт.

Владимир Пташинский готовит Ил-2 к Параду Победы

Уже состоялись несколько экспедиций в северные регионы страны, со дна болот, из тундры, извлекли и привезли в Самару бронекабины, двигатели, агрегаты и элементы фюзеляжа нескольких самолётов. Задача – из разбитых машин построить одну исправную. Связались с музейщиками и любителями восстанавливать старинную авиатехнику, в Авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина получили под честное слово комплект чертежей и конструкторскую документацию на самолёт. Выиграли грант и в Красногорске купили специальную фанеру, подходящую для обшивки фюзеляжа. В авиационном городе многое возможно – завод «Авиа­агрегат» взялся изготовить по чертежам 40-х годов детали шасси. Уже оцифровали, к декабрю передадут в «сборочный цех». Генерального директора Андрея Петричко долго уговаривать не пришлось. Но вот проблема – для полной аутентичности надо восстанавливать штурмовик с использованием технологий и материалов почти 80-летней давности, что ох как непросто. Даже когда помогает генеральный директор Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин, проще и быстрее не выходит. В годы войны Ил-2 производило именно это предприятие. Да, на стеллажах, рядом с изувеченными частями боевых штурмовиков, уже лежат новенькие детали, изготовленные в ЦСКБ, но есть вещи, за которыми надо опять лезть в болота. Недодали по ленд-лизу В начале войны катастрофически не хватало авиационного алюминия – заводы остались на оккупированном немцами западе страны. Поэтому пришлось обратиться за помощью к союзникам. В то время американская компания «Алкоа» была на этом рынке монополистом. По ленд-лизу она поставляла сплавы и прокат в Советский Союз. На Ил-2 однозначно применялся фирменный сплав «алклад», утверждает Евгений Смирнов, руководитель научно-технического экспертного совета проекта, инженер и лётчик-инструктор: – На обшивке одного из самолётов мы обнаружили заводскую маркировку ALCLAD24ST. Соответственно обратились на наш самарский металлургический завод, который сегодня является одним из подразделений «Алкоа». Родилась шутка: «Недодали по ленд-лизу металл на один самолёт, давайте-ка помогать». Там шутку оценили, пошли навстречу – престиж дороже. Составили спецификацию, часть деталей уже отгрузили. Сегодня единственный летающий экземпляр Ил-2 находится в США. Восстановили самолёт в Новосибирске – 7 ноября 2011 года он даже участвовал в воздушном Параде Памяти над Самарой, откуда родом. А потом отправлен заказчику в музей Flying Heritage Collection, который находится по соседству с заводом «Боинг» в Сиэтле. Его владелец – соучредитель компании Майкрософт миллиардер Пол Аллен. Говорят, вместо штатного мотора АМ?38Ф в штурмовик впихнули американский двигатель подходящей мощности и конфигурации, их в США на складах хранятся сотни. Но для «Патриотов Поволжья» этот путь неприемлем – мотор будет родной. И самолёт останется на Родине.

65 лет ответственного хранения

Приведу в качестве примера историю лишь одной (но крайне необходимой!) детали штурмовика. Рассказывает Владислав Финк: – Бронелист защиты масляной системы двигателя штурмовика Ил-2 оказался в семье случайно, но хранился с 1948 года осознанно, как реликвия. Родители с 1941 года строили Моторостроительный завод имени Фрунзе и работали на нём. В то время работникам на бытовые нужды часто выписывали отходы производства и ремонта. Нашим стройматериалом стал старый профнастил, окантовки и другие части крыши одного из цехов. Среди ржавого и дырявого «материала» был испачканного вида плоский тяжёлый лист размером порядка 90х30 сантиметров со сложным контуром. Отец, Эмиль Михайлович, объяснил, что это броня Ил?2. Из металла построили сарай, а бронелист положили на хранение. Через 20 лет частный сектор застроили многоэтажками, и семья перевезла бронелист на дачу. К 1974 году получили распространение «жигули» и гаражи. Так бронелист переехал с родительской дачи в гараж. Бронелист штурмовика Ил-2 хранился в семье Владислава Финка с 1948 года В этом году В. Финк из газет узнал о патриотическом и гражданском движении по восстановлению легендарного штурмовика, что идёт поиск оригинальных частей самолёта. Бронелист дождался своего часа – подлинная деталь передана в распоряжение инициативной группы научно-технического экспертного совета проекта «Штурмовик Победы». Поражает одно – ни у кого из членов семьи за 65 лет не поднялась рука выкинуть на свалку «бесполезную и неподъёмную железяку». Это же частица истории! Вот бы такую сознательность нашим чиновникам.

Ил-114 – сольют или построят?

Ещё один «Ил» жаждет получить самарскую прописку – региональный турбовинтовой лайнер Ил-114. Напомню, 9 сентября после совещания под председательством Дмитрия Рогозина губернатор Самарской области Николай Меркушкин уверенно заявил, что Ил-114 будет серийно строиться на «Авиакоре». То есть решение принято. Но в прошлую пятницу сумел удивить замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. В беседе с корреспондентом РИА Новости он заявил: – Ил-114 не то что замена Ан-140, но он в той же нише. И даже лучше по некоторым показателям. Если на машину будет спрос, этот проект будет реализован. Развёртывание серийного производства Ил-114 – это один из способов обеспечить рынок самолётом размерности Ан?140, а российское самолётостроение при возможном разрыве отношений с «Антоновым» не утратит производство таких самолётов. И тут же уточнил: «Сейчас проект Ан?140 реализуется без каких-либо особых сложностей, и нет необходимости производить все комплектующие и агрегаты на территории РФ, но если начнутся какие-то проблемы, то будут приняты соответствующие решения». Ну дела! Реанимация программы выпуска Ил-114 в России началась ещё 21 июля на совещании под председательством В. Путина. Тогда генеральный директор ОАО «Авиакор – авиационный завод» Алексей Гусев доложил президенту, что программа производства Ан-140 трещит по швам: – Известная ситуация на Украине ставит на грань остановки этот проект, потому что у нас более 30 заводов-поставщиков на Украине, и головное КБ там в том числе. И Министерство обороны уже вышло с инициативой расторжения контракта с нами. У нас есть заделы, чтобы достроить три самолёта. Но дальше мы не представляем, как быть. Гусев вышел с предложением освоить самолёт Ил-114, который ранее производился в Узбекистане. КБ – в России, все комплектующие тоже. Президенту идея понравилась, он выдал поручение профильным ведомствам её проработать, посчитать и доложить. Послушать замминистра Ю. Слюсаря, возникает полное ощущение, что Ил-114 «сливают». Тёмная история. Дм. Рогозин уверен, что производству Ил-114 быть, но тогда почему на уровне бесконечных совещаний в Минпромторге постоянно ставится вопрос о его целесообразности? И откуда сплошные «если» в словах замминистра? При «решённом» вопросе обсуждать «целесообразность» – не правда ли странно? То есть позиция вице-премьера правительства РФ и зампреда Военно-промышленной комиссии кардинально расходится с деятельностью чиновников министерства. А времени на обсуждение совсем не остаётся – до конца сентября надо отчитаться перед В. Путиным. Тогда в министерстве должны не рассуждать о «целесообразности» или «нецелесообразности», а думать, как в кратчайшие сроки организовать производство Ил-114. Но, видимо, в команде министра Дениса Мантурова и примкнувшего к ней главы ОАК Михаила Погосяна царят другие настроения. Набираю номер Алексея Гусева, генерального директора «Авиакора»: – Алексей Викторович, вице-премьер говорит – делать, а рабочая группа в Минпромторге изучает целесообразность. Что дальше? – Продолжаем изучать, копаться в деталях. – Удастся приступить к производству Ил-114? – Инициативу проявили именно мы. Определённую подготовительную работу начали и заканчивать не собираемся – есть поручение президента России. Гусев краток, напряжён, предлагает переговорить через пару недель. Можно предположить одно: команда из Минпромторга и ОАК тянет резину и явно надеется на ослабление санкций против России. Тогда вопрос с производством Ил-114 отпадёт сам собой. Отечественные лайнеры опять окажутся не нужными государственным мужам – от них одна головная боль, надо помогать предприятиям «вставать с колен» и отвечать за конечный результат. Им и Ан-140 – обуза. Гораздо проще вернуться к проектам отверточной сборки канадских самолётов «Бомбардье» или франко-итальянских ATR. Или вообще с производством не заморачиваться, убрать навечно ввозные пошлины – и пусть авиакомпании через офшоры тащат в Россию всю необходимую авиатехнику. И никаких проблем! И чёрт с ним, с гражданским авиапромом. Нам и одного «Суперджета» на всех хватит. Само собой, «АН» так не считают.
Читайте также
Глубокие изменения двигают рынок технического обслуживания

Ландшафт технического обслуживания самолетов сильно изменился. Да, до пандемии отрасль была загружен...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

HondaJet 2600: бизнес-джет новой эры

Еще один шанс получает концептуальный самолет линейки HondaJet - первый в мире лёгкий реактивный сам...

VIP ACJ319neo выставлен на продажу

Салон самолета состоит из четырех отдельных жилых зон, в которых могут разместиться до 19 пассажиров...

До яхтенной выставки MYS 2023 осталась неделя

До начала выставки Moscow Yacht Show 2023 осталась одна неделя — со 2 по 4 июня в Royal Yacht Club

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Аукционный дом «Александр» открывает аукцион частных коллекций предметов искусства

Событие пройдет 25 мая 2023 года. Пять сессий торгов предстоящего аукциона будут посвящены разным ис...

Живите у моря, отдыхайте в горах: Pullman Сочи Центр зовет в лето

Остановившись в отеле «Pullman Сочи Центр», вы сразу поймете, что такое уникальность климата Сочи. ...

Парк самолетов Pilatus PC-12 превысил десятимиллионный налет

Мировой флот из более чем 1900 самолетов Pilatus PC-12 преодолел отметку в 10 миллионов летных часов...

Сразу две: Lürssen Luminance и Project 1601 спускаются на воду

Верфь Lürssen два дня подряд была занята спуском на воду новых яхт.

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти