Шаг в космос на гиперзвуковой скорости | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
24.05.2016
Новости

Шаг в космос на гиперзвуковой скорости

Космические шаттлы возвращаются — Индия впервые в истории осуществила запуск прототипа многоразового космического корабля. Полноценно работать индийский шаттл должен начать в течение 10–15 лет. Но, по мнению специалистов, его создание не сможет изменить расстановку сил на рынке пусковых услуг. Индия совершила «большой шаг» на пути к становлению космической державой — страна впервые запустила прототип своего многоразового космического шаттла, разработанного для выведения на орбиту спутников. Старт состоялся из Космического центра имени Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе 23 мая в 7 утра по местному времени. Прототип, стоимость которого оценивается в $14 млн, создавали в течение последних пяти лет. Размер протестированной модели примерно в шесть раз меньше перспективного индийского космического аппарата: его длина составила 6,5 м, вес — 1,75 т. Сам шаттл, который получит название Avatar, будет около 40 м длиной. По плану модель шаттла Reusable Launch Vehicle (RLV-TD) должна была пролететь в атмосфере 70 км и приземлиться в море. Полет длился всего 20 минут, после чего запуск объявили успешным. «Миссия выполнена, и все параметры и траектории отработаны. Отрыв состоялся ровно в 7 часов утра (4.30 мск), и шаттл приземлился на платформу в Бенгальском заливе в 500 км от берега. Это был эксперимент по проверке работы на гиперзвуковой скорости, следующие испытания будут посвящены отработке посадки аппарата», — заявил официальный представитель Индийской организации космических исследований (ISRO). Особую важность представляло испытание повторного вхождения в атмосферу Земли, если это происходит «слишком круто» — аппарат сгорает; если угол вхождения слишком мал — он бы отскочил от атмосферы. Надежд на то, что аппарат выживет после испытаний, не питали, его задача — помочь ISRO собрать важные данные о полете на гиперзвуковых скоростях (около 5 Маха) и автономной посадке. При попытке посадки на виртуальную платформу космический аппарат разрушился, но полученные данные помогут создать подходящую взлетно-посадочную полосу и улучшить свойства самого перспективного шаттла. В ближайшие годы планируется еще два испытательных запуска. Когда будет создан сам шаттл Avatar, подобное средство выведения значительно — по оценкам ISRO, в десять раз — сократит затраты на космические исследования. Ресурс запусков ожидается — 100 раз. Его задачей будет выведение на низкую околоземную орбиту аппаратов весом до 1 т. Стоимость вывода полезной нагрузки в космос с помощью нового шаттла оценивается менее чем в $20 тыс. за 1 кг. Программа шаттла ISRO заключается в серии демонстрационных миссиях, технологии которых станут первым шагом к созданию полностью многоразовой двухступенчатой орбитальной машины. При успешной реализации амбициозного проекта Индия станет одной из немногих стран, обладающих собственными космическими шаттлами. Особенно важной индийская программа становится в связи с тем, что несколько лет назад США отказалась от своей программы шаттлов. Хотя уже в 2016 году компания Илона Маска SpaceX несколько раз успешно провела испытания по возвращению первой ступени своей ракеты Falcon9. Как пояснил директор Индийской организации космических исследований, Викрам Сарабхаи, в будущем предстоит провести еще эксперименты, в том числе вместе с парашютной системой. Кроме того, необходимо будет проверить технологии с использованием воздушно-реактивного двигателя. «Мы смотрим на пример бережливого производства, эффективно разрабатывая продвинутые перспективные системы. Финальная версия многоразового космического аппарата не будет готова еще лет десять», — сказал он. Как отметил в беседе с «Газетой.Ru» специалист по космическим средствам выведения, редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев, даже создание в 1960-е годы советского корабля «Буран» и американского Space Shuttle не произвело никакого влияния на рынке пусковых услуг, не стоит ждать этого и от индийской программы. «Индия никогда не имела значимого места на рынке космических услуг и вряд ли будет иметь. Это просто демонстрационный аппарат, достигший скорости всего в 5 Махов, это просто самолет даже без двигателя, который служит для отработки отдельных элементов системы, которые впоследствии смогут или не смогут применяться в многоразовой ракетно-космической системе», — сказал он. Специалист подчеркнул, что темпы разработки программы в Индии крайне невысокие из-за низкого уровня финансирования. «Это просто движение их развития. Это технологическое развитие, для них крайне важно уменьшить расходы на запуск своих собственных спутников. Ракетчики понимают, что не смогут сделать это быстро», — добавил собеседник. Тем не менее для Индии это действительно важный шаг в направлении освоения космоса. «Запуск первого в Индии отечественного космического шаттла RLV-TD — результат усердной работы наших ученых. Поздравляю их. Самоотдача и преданность, с которой наши ученые и Индийская организация космических исследований работали годами, выдающиеся и вдохновляющие», — написал в своем микроблоге в Twitter премьер-министр Индии Нарендра Моди. Именно Моди принадлежит программа новой индустриализации Индии под лозунгом «Make in India».
Читайте также
Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

ACJ TwoTwenty: не ведая границ

Бизнес-версия самой маленькой "гражданской" модели Airbus всколыхнула рынок в сегменте биз...

Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов

Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы ...

Spirit создаст композитный фюзеляж для нового легкого реактивного самолета HondaJet 2600

Honda Aircraft планирует сертифицировать новый легкий реактивный самолет HondaJet 2600 в 2028 году, ...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти