B середине прошлого года автор уже писал о том, что, по-видимому, следует ожидать очередного снижения возраста выводимых из эксплуатации реактивных авиалайнеров, что могло бы оказать серьезное влияние на остаточную стоимость ВС, цены на запчасти, ставки авиационного лизинга и т. д. На тот момент, согласно базе данных Aviation Week, средний общемировой возраст пассажирских самолетов, выводимых из парков авиакомпаний, составлял менее 25 лет.
Теперь нам доступны полные результаты за прошлый год, из которых следует, что в действительности средний возраст списания самолетов в 2012 г. был менее 24 лет.
Очень важно понять, является ли наблюдаемый феномен аберрацией или частью тенденции. Судя по тому как начался 2013 г., по его итогам можно будет ответить на этот вопрос.
Начнем с цифр. Анализ базы данных Aviation Week по мировым паркам показывает, что в прошлом году средний возраст выводимых из эксплуатации ВС составил 23,2 года против 26,6 года в 2011 г. Это самый низкий показатель более чем за два последних десятилетия. Впрочем, окончательные цифры как за прошлый год, так и за предыдущие еще могут измениться за счет самолетов, выведенных за парк и находящихся на консервации, — некоторые из них после нескольких лет хранения окончательно списывают, другие же, наоборот, расконсервируют. Однако серьезно повлиять на статистику они вряд ли способны.
Согласно данным, доступным на 17 января текущего года, по всему миру в 2012 г. было выведено из эксплуатации 477 авиалайнеров — 126 широкофюзеляжных, 317 узкофюзеляжных магистральных и 34 региональных. При этом снижение среднего возраста списываемых ВС характерно для всех трех групп. Для широкофюзеляжных самолетов возраст понизился за прошедший год с 27,5 до 24,8 года, для узкофюзеляжных — с 26,9 до 23,5 года, а для региональных — с 17,8 до 14,2 года.
А вот внутри групп имелись явно выраженные лидеры. Так, среди узкофюзеляжных магистральных ВС число списываемых самолетов семейства Boeing 737 Classic (практически исключительно в версиях 737-300 и -500) подскочило за год на 40%. Причем средний возраст бортов упал ниже 24 лет для 737-300 и ниже 21 года для 737-500.
Наименьшим рыночным спросом среди "классических" моделей семейства пользуется 747-500: этот вариант отличается меньшей пассажировместимостью, что делает его эксплуатацию особенно невыгодной в свете растущих цен на топливо. Кроме того, самолеты этой версии не конвертируют в грузовой вариант; соответственно, вывод из пассажирской эксплуатации означает для них конец летной службы. Инженерная компания Marana Aerospace Solutions, специализирующаяся на разборке коммерческих авиалайнеров на запчасти, в текущем году собирается утилизовать таким образом шесть самолетов Boeing 737-500.
Две другие модели семейства Boeing 737 стали в последнее время списывать даже в еще более юном возрасте. В прошлом году оказались выведенными из парков восемь самолетов Boeing 737-600, средний возраст которых составлял около девяти лет, а также 11 самолетов 737-700, которым в среднем едва исполнилось 12 лет. Компания AerSale списала 10 машин MD-90 со средним возрастом менее 15 лет, приобретенных незадолго до того у Saudi Arabian Airlines.
Что касается широкофюзеляжных самолетов, то темпы списания Boeing 747-400 выросли в прошлом году вдвое: из парков было выведено 24 ВС со средним возрастом менее 21 года. Перевозчики в основном заменяют их на более экономичные Boeing 777-300ER. Учитывая тот факт, что на рынке конвертации широкофюзеляжных пассажирских самолетов в грузовые наблюдается спад, шансов на существенное замедление темпов списания Boeing 747 практически нет.
Количество списанных Boeing 767-300 увеличилось за год более чем втрое — с трех единиц в 2011 г. до 11 в 2012 г. Средний возраст "пенсионеров" составил 23 года. Было выведено из эксплуатации 14 единиц Boeing 767-200 (против шести годом ранее) со средним возрастом чуть более 24 лет. Дальнейшие темпы списания пассажирских Boeing 767 будут зависеть от темпов поставок Boeing 787.
Начинают разбирать на запчасти и авиалайнеры MD-11: в прошлом году было списано 10 машин со средним возрастом менее 19 лет.
Впрочем, влияние списаний самолетов некоторых моделей на общую ситуацию на рынке вряд ли окажется решающим. Так, с 1998 по 2005 г. Boeing поставил заказчикам всего 69 самолетов модификации 737-600, из которых в эксплуатации остаются лишь 54 единицы.
Не исключено, что AerSale в ближайшие год-два утилизует еще 10 самолетов MD-90, приобретенных у Saudi Arabian Airlines. Однако львиная доля оставшегося в работе парка этих машин — свыше 50 — остается в эксплуатации Delta Air Lines, и в ближайшее время американский перевозчик не собирается от них избавляться. Более того, недавно Delta подписала соглашение о покупке 23 самолетов MD-80 для разборки на запчасти с целью обслуживания имеющегося у нее парка авиалайнеров MD-88 и MD-90.
Дублинский лизингодатель Avolon утверждает, что наблюдаемое в последнее время уменьшение среднего возраста списываемых ВС не является долгосрочной тенденцией. По словам представителей компании, находящиеся в эксплуатации самолеты семейств Airbus A320 и Boeing 737 Classic относительно молоды, поэтому избавляясь от самых старых и неэффективных из них, авиакомпании тем самым влияют на понижение среднего возраста списываемых ВС в целом. К тому моменту как перевозчики начнут выводить из парков более поздние экземпляры этих семейств, возраст большинства из них превысит 25 лет, отмечает Avolon.
Прогноз Aviation Week по мировым авиапаркам и рынкам ТОиР также предрекает этой тенденции скорый конец. В соответствии с ним в текущем году средний возраст списания для узкофюзеляжных магистральных ВС вырастет до 29 лет и останется на уровне 28,0–29,5 лет до 2018 г. Для широкофюзеляжных самолетов средний возраст в 2013 г. увеличится примерно до 27 лет и до 2020 г. останется на уровне между 25 и 27 годами.