Справиться с неизбежным | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
15.10.2014
Новости

Справиться с неизбежным

Российский рынок воздушных перевозок вступает в период тяжелейших преобразований. Можно ожидать, что по его завершении изменятся структура рынка, бизнес-модели и стратегии авиаперевозчиков, которые переживут этот кризис. Оказалось несостоятельной прежняя модель развития, когда у многих авиакомпаний главным приоритетом оставались рыночная доля и рост провозных мощностей, а не прибыльность и сокращение издержек. В принципе, для такого подхода имелись свои оправдания. Темпы роста перевозок исчислялись двузначными числами, и было весьма соблазнительно расширять в парк, наращивая задолженность, в том числе, и краткосрочную, в надежде реструктурировать долги в перспективе. Однако в экономике авиаперевозок есть некий ориентир: если темпы роста перевозок превышают удвоенные темпы роста ВВП, значит, авиакомпания дотирует своих пассажиров. В прошлом году рост перевозок составил около 14%, тогда как рост ВВП — около 2%. Так что нынешние проблемы закономерны. Была, конечно, надежда протянуть еще пару лет в таком состоянии, постепенно нормализовать темпы роста и реструктурировать задолженность. Однако внешнеполитические успехи, которые начались весной этого года, привели, в частности, к существенному росту стоимости кредитования. Кризис оказался неизбежен. Директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования профессор Александр Фридлянда приводит следующие статистические данные. Общий годовой среднемесячный доход 41 российской авиакомпании в 2013 г. составлял 54231 млн руб., а за первое полугодие 2014 г. — 54825 млн руб. При этом операционная рентабельность в 2013 г. составила 0,1%, а в первом полугодии 2014 г. — минус 2%. Если выделить из списка 11 крупнейших авиаперевозчиков, для них среднемесячный доход в 2013 г. составлял 45436 млн руб. при операционной рентабельности 0,6%, в первом полугодии 2014 г. — 45980 млн руб. при рентабельности минус 1,2%. То есть в убыток вышла даже группа сильнейших авиакомпаний. Для остальных 30 авиакомпаний аналогичные показатели таковы: 8794 млн руб. при операционной рентабельности минус 2,3% и 8845 млн руб. с рентабельностью минус 6,6%. То есть у небольших авиакомпаний дела в среднем обстоят еще хуже. Дополнительная проблема в том, что существенная часть долгов авиакомпаний представляют собой краткосрочные кредиты, которые дорого стоят и требуют перекредитования. По оценке Фридлянда, общая сумма, необходимая для реальной стабилизации финансового состояния перевозчиков с высокой кредитной нагрузкой, на долю которых приходится около 22 млн пасс., в ближайший год превышает 75 млрд руб. Эти деньги взять практически негде. Более того, даже если найти финансирование под очень льготные по нынешним временам 10%, на обслуживание этого кредита потребуется 7,5 млрд руб. в год, заработать которые авиаперевозчики не в состоянии (ориентируясь на приведенные выше данные по крупнейшим перевозчикам, допустим, что среднемесячный доход достигнет 50 млрд руб., а операционная рентабельность составит довольно фантастический 1%; перемножая эти числа на 12 месяцев, получим годовой операционный доход 6 млрд руб. — меньше, чем 7,5 млрд., причем мы говорим вообще о всех перевозчиках, а не только проблемных). Так что даже если перевозчики и получат такую помощь, при используемой бизнес-модели они окажутся в аналогичной ситуации через 1,5-2 года. Нынешний избыток провозных емкостей таков, что банкротство даже крупного перевозчика не окажет в среднесрочной перспективе на рынок существенного влияния, то есть пассажиры не почувствуют дефицита. Вместе с тем, очевидно, что в краткосрочной перспективе такое событие было бы ужасным, оно скажется не только на пассажирах этой компании, но и на отрасли в целом. Поэтому, конечно, необходимо всеми силами постараться избежать подобных событий. Все это обсуждение происходило на состоявшемся 14 октября заседании Подкомиссии по авиационным перевозкам Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Его тема была сформулирована как "Проблемные вопросы в гражданской авиации, требующие решения в условиях введенных санкций". В заседании участвовали директор департамета госполитики в области гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова, высокопоставленные представители Минэкономразвития, Росавиации, Федеральной антимонопольной службы, Госкорпорации по ОрВД, авиакомпаний, аэропортов, туроператоров и нефтяных компаний. Вообще, эта подкомиссия в рамках РСПП стала весьма эффективной площадкой для открытого и конструктивного диалога всех заинтересованных сторон. Участники заседания констатировали, что кризис в том или ином виде неизбежен, необходимо принимать какие-то меры, хотя, разумеется, у сложной проблемы нет простого решения. Были обсуждены и рекомендованы для дальнейшей проработки три меры, ни одна из которых, впрочем, не является полностью удовлетворительной: госгарантии, обнуление НДС на внутренних линиях и изменения в законодательстве о банкротстве. От государственных гарантий, безусловно, отказываться не стоит, и их размер желательно увеличить. Однако нужно понимать, что госгарантия прописывается отдельной строкой в бюджете, и негативная позиция Минфина по этому вопросу очевидна. Кроме того, выборочная поддержка перевозчиков нарушает принципы конкуренции и стимулирует неэффективность как субсидируемых компаний, так и отрасли в целом. Обнуление НДС, напротив, мера рыночная, она в равной степени затрагивает всех авиаперевозчиков, при этом расходы, которые понесет бюджет, существенно ниже, чем требующиеся госгарантии, к тому же авиакомпании частично возместят их за счет других налогов. Практика обнуления НДС уже испытана на перевозках в новый Крымский федеральный округ. Вместе с тем, относительно эффективности этой меры единого мнения нет. Опыт показывает, что подобная мера может привести к тому, что компаниям придется относить входящий НДС на себестоимость, и в некоторых случаях для них это может оказаться хуже, чем заплатить исходящий НДС в бюджет. В общем, требуется проработка. О модернизации законодательства о банкротстве стоило задуматься еще по итогам предыдущего кризиса, а не накануне нового. Тем не менее, предусмотреть некую защиту от требований кредиторов, подобную американской главе 11, было бы вполне разумно, поскольку очень частно реальный крах авиакомпании происходит из-за кризиса доверия — сумма первого иска относительно небольшая, но из-за него возникает паника среди остальных кредиторов. А расплатиться одномоментно по всем долгам ни одна авиакомпания не в состоянии. Так или иначе, поправки в законодательство необходимы, причем речь идет не просто об авиакомпаниях, а о любых предприятиях с непрерывным циклом производства — остановка алюминиевого завода, например, потребует фактически строительства нового завода, для химических и нефтеперерабатывающих предприятий последствия тоже могут быть весьма серьезными. Все перечисленные меры занесены в протокол и рекомендованы к дальнейшей проработке. Отдельно встал вопрос о стоимости авиакеросина. Есть серьезные основания полагать, что если задуманный Минфином налоговый маневр будет проведен в том виде, как это готовится сейчас, то стоимость авиакеросина для перевозчиков не снизится, как планируется, а существенно вырастет. Этот вопрос также требует тщательной проработки и активного внимания со стороны Минтранса и авиакомпаний. Как-то все интереснее с каждым днем становится, к сожалению.
Читайте также
Самые дорогие машины: 14 моделей авто по цене частного самолета

Какая машина в 2023 году стоит дороже всех? Представляем рейтинг самых дорогих авто в мире и их цены...

Новый Bentley Bentayga V8: уже на российских дорогах

Компания Bentley представляет новый изысканный Bentayga теперь на российских дорогах – первые автомо...

VIP-трансфер на электромобилях запускают Exobilite и SV Art

Скоро в москве появится услуга VIP-трансфера на электромобилях – мобильных офисах. Сервис запускает ...

Bentley Autumn Tour 2021: новая роскошь и эксклюзивные модели

Уникальная концепция серии клиентских мероприятий Bentley Autumn Tour 2021 позволила поклонникам ист...

Bentley Flying Spur Mulliner - исключительный четырехдверный Grand Tourer

Ателье Bentley Mulliner представляет модель Flying Spur Mulliner – исключительно роскошный четырехдв...

Bentley Bentayga S: самый спортивный Bentayga

Впервые с момента появления модели Bentayga в 2015 году Bentley предлагает версию Bentayga S для тех...

Неповторимая эстетика новой лимитированной коллекции Bentayga Speed

Компания Bentley представляет первые изображения уникальной коллекции Bentayga Speed, на создание ко...

Фотопроект Automobili Lamborghini «With Italy, For Italy»

Впечатляющий фотопроект Automobili Lamborghini «С Италией. Для Италии», призванный вернуть образу ст...

Rolls-Royce Black Badge - символ неиссякаемой энергии

Black Badge — беспрецедентная линейка для Rolls-Royce, символ неиссякаемой энергии, силы, мощи и впе...

Audi Россия объявляет старт приема заказов на первый полностью электрический SUV Audi e-tron

Яркая интеграция в городское пространство с обратным отсчетом ознаменовала наступление новой эры - о...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти