Для крупных рынков авиастроительные компании Airbus и Boeing выпускают прогнозы относительно спроса на новые самолеты раз в год, поэтому какие-то трендовые изменения становятся заметны лишь по прошествии определенного времени. Однако в отношении авиационного рынка Китая американская компания Boeing применила несколько иную тактику и изменила рыночный прогноз, не дождавшись окончания одного года. Поводом для этого послужила поддержка, выраженная правительством КНР, в части развития низкотарифных перевозчиков и открытие рынка для новых участников. В Boeing считают, что эти меры приведут к росту спроса на узкофюзеляжные авиалайнеры.
B КНР рыночные прогнозы подвержены быстрым изменениям, поскольку по сравнению с другими крупными рынками именно здесь правительство накладывает значительную ограничительную политику на функционирование авиационной отрасли. В последнее время наметилась тенденция к послаблению части запретов. В результате, по мнению аналитиков Boeing, в течение ближайших 12 лет рынок Китая будет расти быстрее, чем ожидалось ранее, и существенную долю на этом рынке будут занимать воздушные суда вместимостью от 90 до 230 пасс.
В Boeing прогнозируют, что количество эксплуатируемых в Китае самолетов увеличится с 2310 машин в 2013 г. до 6930 в 2033 г. Для такого существенного роста авиакомпаниям Китая придется приобрести 6020 самолетов, лишь 200 из которых будут относиться к тем категориям, которые не выпускаются крупнейшими компаниями — Airbus и Boeing. По сравнению с предыдущим прогнозом спрос на новые ВС увеличился на 8%, что превышает типичные стандартные увеличения для годового прогноза.
Примерно 72% прогнозируемого спроса приходится на узкофюзеляжные машины. Год назад, когда правительство КНР продемонстрировало первые признаки законодательных послаблений, позволяющих развиваться низкотарифным перевозчикам, доля узкофюзеляжных самолетов в прогнозируемом спросе составляла 70%. На данный момент Boeing считает, что за период с 2014 по 2033 г. авиакомпании Китая приобретут 4340 узкофюзеляжных ВС по сравнению с 3900 ВС, отраженными в предыдущем прогнозе.
"Увеличение прогнозируемого спроса на узкофюзеляжные машины в основном объясняется появлением на рынке низкотарифных перевозчиков, — говорит Рэнди Тинсет, вице-президент по маркетингу подразделения "Boeing — Гражданские самолеты". — По всему миру мы видели, как низкотарифные авиакомпании стимулируют спрос на вторичных рынках, и я думаю, что то же самое мы увидим в Китае.
Если рассматривать изменения на внутреннем рынке, то основной рост сосредоточен за пределами крупных хабов, и такая тенденция сохранится. Другая причина заключается в том, что в прошлом доступ на рынок для новых перевозчиков был закрыт. Теперь правительство КНР поощряет активность низкотарифных авиакомпаний и новых перевозчиков".
В мае 2013 г. Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) отменила действовавший на протяжении шести лет запрет на открытие новых авиакомпаний, неаффилированных к крупным государственным перевозчикам. Это решение, а также законодательные послабления для низкотарифных авиакомпаний, последовавшие через несколько недель, были обусловлены опасениями по поводу снижения темпов развития гражданской авиации Китая в свете замедления экономического роста страны.
В компании Boeing также изменили прогноз относительно спроса на международные перевозки в Китае, который ежегодно будет увеличиваться на 8,8% до 2033 г., тогда как ранее предполагалось, что ежегодный рост будет равен 8,4%. При этом международные перевозки в Китае, которые в настоящее время занимают небольшую долю, будут расти быстрее всего рынка в целом, но несмотря на это Boeing урезает прогнозируемый спрос на крупные широкофюзеляжные самолеты типа Boeing 747-8 и Airbus A380.
"В настоящее время доля китайских перевозчиков на дальнемагистральных направлениях составляет 40% и правительство КНР хотело бы увеличить ее", — говорит Рэнди Тинсет, указывая на потенциальное развитие низкотарифных авиакомпаний и других новых перевозчиков на международных направлениях.
Низкий спрос на самолеты Boeing 787 в Китае в этом десятилетии говорит о том, что китайские авиакомпании слабо заинтересованы в международных перевозках. В частности, перевозчики полагают, что на внутреннем, защищенном от конкуренции рынке проще заработать деньги, чем на международном, где придется соперничать с иностранными авиакомпаниями.
В Boeing также отмечают растущую тенденцию к открытию международных направлений из второстепенных городов, помимо таких крупных центров, как Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. И снова идеальным самолетом для таких направлений должен стать Boeing 787 с его низкими операционными затратами и ограниченной пассажировместимостью.
В Китае существует еще одна серьезная проблема — это пропускная способность воздушного пространства страны и существующей инфраструктуры. Как отмечает Тинсет, в новом прогнозе предполагается, что в ближайшие 20 лет в Китае будет воздвигнута необходимая инфраструктура, а также постепенно будет увеличиваться пропускная способность воздушного пространства.
Существующие же ограничения играют на руку компании Airbus, поскольку китайские перевозчики, которые не могут увеличить частоты на внутренних рейсах, обращают более пристальное внимание на лайнеры A330 Regional, тем самым увеличивая провозные емкости на перегруженных маршрутах. И для этого им не нужна дальность полета, предлагаемая авиалайнерами Boeing 787.