Hаступивший 2016 год уже омрачен трагедией: самолет авиакомпании flydubai, выполнявший рейс FZ-981, потерпел катастрофу в аэропорту Ростова-на-Дону. К сожалению, подобные события неизбежны — к ним обычно ведет редчайшее сочетание ряда факторов, каждый из которых сам по себе не является фатальным. Точные причины будут установлены в ходе тщательного расследования.
Поскольку добиться абсолютной безопасности полетов невозможно, то на воздушном транспорте применяются механизмы страхования. Авиаперевозчики обязаны страховать свою ответственность, да и воздушное судно по каско в большинстве случаев страхуется. Но если предположить, что катастрофа или крупная авария происходит по вине служб, относящихся к аэропорту? Плохо очищенная полоса, посторонние или случайные машины на ВПП, ошибки орнитологических служб, да мало ли составляющих в сложнейшей структуре любого аэропорта, которые могут допустить ошибку! При этом, в отличие от авиакомпаний, аэропорты законодательно вообще не обязаны страховать свою ответственность.
Безусловно, крупнейшие аэропорты — лидеры московского авиаузла и самые крупные региональные — каждый год приобретают страховые полисы с определенными лимитами. Но, во-первых, лимиты ответственности, выбираемые даже лидерами (на уровне 200–300 млн долл., хотя есть и исключения), на мой взгляд, малы для аэропортов с большим количеством взлетно-посадочных операций и мощными пассажиро- и грузооборотами. Во-вторых, сталкиваясь из года в год с очередным тендером на страхование ответственности аэропорта (а компания "Росгосстрах" регулярно получает приглашения в них поучаствовать), хочу отметить, что списки убытков могут занимать несколько десятков страниц.
И наконец, в третьих, я, конечно же, могу понять владельцев и администрацию аэропортов в желании минимизировать расходы предприятия, в том числе и расходы на страхование. Бизнес есть бизнес, и его задача — увеличить прибыль и сократить издержки. Но вряд ли при этом стоит пренебрегать здравым смыслом и пытаться снизить лимиты ответственности до несуразно малых, уменьшая таким образом и оплачиваемую страховую премию. Ведь и авиаперевозчики, и страховые компании, обеспечивающие их защитой, тоже не альтруисты. И если после крупного происшествия, повлекшего в том числе серьезные финансовые убытки, выяснится, что причиной аварии стали ошибки служб аэропорта, иска от перевозчика и его страховщика аэропорту не избежать.
В текущей ситуации многие региональные (и даже крупные региональные!) аэропорты предпочитают страховаться с лимитом в сотню или пару сотен миллионов рублей. Мотивируют это обычно несоразмерно большой премией, которую приходится платить за страхование. Но, если задуматься, что такое 2–3 млн долл. ответственности, когда на твоей взлетно-посадочной полосе регулярно находятся объекты стоимостью 20–50–80 млн долл.! И это только цена одного "железа". А если происходит катастрофа, в которую помимо иностранной авиакомпании вовлечены граждане других государств? Суммы исков могут быть колоссальными, особенно если на борту были американцы, канадцы или японцы. Понятно, что во избежание международного скандала в каких-то случаях будет вынуждено вмешаться государство, но что ждет аэропорт после этого?
Резюмируя, хочу сказать, что многих финансовых проблем можно избежать, если правильно использовать такой эффективный и хорошо зарекомендовавший себя инструмент, как страхование. Но стоит помнить, что полноценный страховой полис, приобретенный у большой и надежной страховой компании, вряд ли будет дешевым.