На фоне глобальных процессов по обновлению мирового авиапарка международный рынок технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов также меняется. Производители продолжают расширять свое присутствие в сегменте ТОиР компонентов и двигателей, контролируя от 70% до 80% рынка. В то же время, все больше провайдеров ТОиР сталкиваются с выбором – ограничиться обслуживанием самолетов текущего поколения или же развивать сотрудничество с производителями. Инвестиции в менее популярные или контролируемые сегменты ТОиР могут произвести стратегический эффект для бизнеса.
Пока индустрия коммерческой авиации стабильно восстанавливается, спрос на новые воздушные суда вряд ли претерпит серьезные изменения. Два авиационных гиганта – Boeing и Airbus – не только подписывают рекордные контракты, но и постоянно наращивают темпы производства. К примеру, на сегодняшний день Airbus ежемесячно производит около 50 воздушных судов, что на 60% выше среднего показателя за последние десять лет. Это, несомненно, предоставляет OEM-производителям широкие возможности для укрепления своих позиций в сегменте ТОиР, а независимые провайдеры услуг по техническому обслуживанию самолетов все чаще задаются вопросом, как сохранить конкурентоспособность на все более тесном рынке.
«Для того чтобы обслуживать новые продукты, большинство провайдеров ТОиР вынуждены уступать все более жестким требованиям и ограничениям со стороны производителей, а также инвестировать в новые технологии и повышение квалификации персонала, - делится Кястутис Волунгявичюс, глава FL Technics Training. - Конечно, большую часть современного авиапарка по-прежнему составляют самолеты текущего поколения – сегмент, где OEM-производители не так доминируют на рынке, как в случае с некоторыми типами судов нового поколения. Но самолеты текущего поколения все быстрее выводятся из эксплуатации».
Согласно данным консалтингового агентства Oliver Wyman, через десять лет количество самолетов старше 10 лет сократится с 10,000 до 6,000. В 2011 году количество судов, списанных лишь по достижению 25-летнего возрастного рубежа, достигло 43% от общего авиапарка, что в два раза больше, чем в 2007 году. Принимая во внимание такие темпы обновления авиапарка, провайдеры ТОиР, ориентирующиеся на возрастную технику, должны переосмыслить свою стратегию. Несколько иные тенденции наблюдаются в сегменте техобслуживания планера ВС.
«Производители планера тоже развивают услуги по послепродажному обслуживанию, но их активность на рынке ТОиР уступает активности производителей двигателей и отдельных компонентов. Работы с планером не требуют высоких инвестиций в модернизацию ремонтного и диагностического оборудования, поскольку в большей степени зависят от человеческого труда. Несомненно, это большое преимущество для провайдеров ТОиР», - объясняет Кястутис Волунгявичюс.
Разница в стоимости человеко-часов в различных регионах мира приводит к тому, что некоторые провайдеры ТОиР из развитых стран вынуждены переориентироваться на другие сегменты рынка. По мнению Кястутиса Волунгявичюса, активный экономический рост развивающихся стран способствует сокращению этой разницы в стоимости рабочей силы. В результате стоимость работ по ТОиР планера в различных регионах мира будет не так сильно отличаться, что, в свою очередь, будет способствовать новому витку конкуренции между провайдерами ТОиР, а значит - и новым возможностям на рынке.