Базирующаяся в Сан-Паулу низкотарифная авиакомпания Gol подвела итоги прошлого года, которые оказались удручающими — лоукостер понес чистые убытки в размере 4,29 млрд бразильских реалов (1,20 млрд долл.), что существенно хуже, чем в неудачном для компании 2014 г. (тогда убыток составил 1,12 млрд реалов — 371,50 млн долл.).
Возросшие в 2015 г. на 4,2% эксплуатационные расходы (составившие 9,96 млрд реалов — 2,80 млрд долл.) стали причиной сокращения дохода крупнейшего латиноамериканского лоукостера на 2,5% — до 10,38 млрд реалов (2,90 млрд долл.). И это при том, что расходы Gol на авиатопливо в 2015 г. упали на 14,1%, до 3,3 млрд реалов (936 млн долл.). Флот Gol в прошлом году потребил 1,55 млрд л керосина — на 0,8% больше, чем годом ранее. По итогам 12 мес. прошлого года убыток от коммерческой деятельности компании составил 183,8 млн реалов (52,0 млн долл.). Годом ранее операционная прибыль составляла 504,9 млн реалов (143,1 млн долл.). Комментируя финансовые итоги, глава Gol Пауло Какинофф отметил: "Результаты отражают сценарий происходящего в бразильской экономике с конца 2014 г."
"2015 г. в Бразилии был отмечен падением ВВП на 3,8% — самым серьезным за последние 25 лет. В действительности мы впервые в своей истории наблюдаем отрицательную динамику ВВП на протяжении двух лет подряд. Одновременно инфляция достигла пикового значения — 10,7%, а обесценивание бразильского реала по отношению к доллару США — 42%. Эти показатели оказывают влияние на 50% наших расходов и издержек, а также примерно на 85% долговых обязательств компании", — объясняет Какинофф.
Рост пассажирооборота Gol в прошлом году составил незначительные 0,9%, этот показатель достиг 38,41 млрд пкм. При 0,5%-ном росте провозных емкостей — до 49,74 млрд ккм — загрузка кресел составила 77,2% (прирост на 0,3 п. п. к 2014 г.). Количество перевезенных авиакомпанией пассажиров — 38,9 млн чел. — сократилось на 2,2% по сравнению предыдущим годом.
Общие провозные емкости, предоставляемые бразильскими авиакомпаниями в IV квартале 2015 г., сократились на 4%. Последний раз такое происходило в середине 90-х гг. Какинофф утверждает, что именно Gol стала инициатором этого процесса. В текущем году лоукостер продолжит урезать провозные емкости — в пределах 5–8%. Количество предлагаемых к продаже кресел и количество вылетов на внутренних линиях сократятся на величину от 15 до 18%. "Это императивная ответная мера на резкое падение экономики", — заключает он.
За помощью в выходе из кризиса авиакомпания обратилась к внешним специалистам — финансовым консультантом Gol стала компания PJT Partners. Она займется поиском решений по укреплению структуры капитала, ликвидности и реструктуризации долга перевозчика. Кроме того, авиакомпания наняла фирму Skyworks Capital, специализирующуюся на проведении переговоров с лизингодателями, с целью пересмотра лизинговых контрактов по самолетам.
В ближайших планах авиакомпании — продажа пяти самолетов, закрытие семи маршрутов, сокращение общего количества рейсов не менее чем на 6% и отмена поставок 15 новых воздушных судов в 2016 и 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2015 г. Gol Linhas A?reas Inteligentes эксплуатировала 144 узкофюзеляжных самолета — 107 Boeing 737-800 и 37 Boeing 737-700.
В 2015 г. авиакомпания выполнила 270,5 тыс. рейсов по ВВЛ, что сделало ее крупнейшим перевозчиком на внутреннем рынке Бразилии.