0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
07.11.2014
Новости

Ущерб бюджета от российских авиакомпаний вчетверо выше доходов

Счетная палата опубликовала отчет, согласно которому российский бюджет за два с половиной года не получил 144,8 млрд рублей. Речь идет о 2012-2013 гг. и первом полугодии 2014 г., за этот период российские авиакомпании с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей ввезли 230 гражданских самолетов иностранного производства на сумму 225,7 млрд руб. Сумма полного освобождения от таможенных платежей составила 144,8 млрд руб., а сумма уплаченных налогов и сборов от деятельности предприятий воздушного транспорта в консолидированный бюджет России составила 38,1 млрд. руб. — почти в четыре раза меньше. Более того, поскольку временно ввозимые ВС имеют иностранную регистрацию, бюджет не получает ряд других платежей, в частности, налог на имущество и НДС с лизинговых платежей, цитирует ИТАР-ТАСС аудитора Счетной палаты Сергей Штогрина. И, разумеется, освобождение авиаперевозчиков от таможенных платежей снизило защиту отечественных авиапроизводителей. Таким образом, можно сделать вывод, что российский бюджет понес большой ущерб, да к тому же и авиапроизводителям почти ничего не досталось. Конечно же, остаются некоторые вопросы. Ведь ущерб рассчитан исходя из того, что было ввезено 230 самолетов. Но при сохранении таможенных платежей их ввезли бы меньше. И заведомо эти самолеты были бы с гораздо более низкой объявленной таможенной стоимостью. Так что экономия на пошлинах все равно бы получилась, бюджет не получил бы свое, а авиакомпании получили бы более старые самолеты с большими операционными расходами из-за низкой топливной эффективности и высоких расходов на техническое обслуживание и ремонт. Как известно, на безопасность полетов календарный возраст воздушного судна практически не влияет, но вот на размер расходов, необходимых для поддержания летной годности — влияет весьма существенно. То есть авиакомпании понесли бы дополнительные расходы. А пошлины пришлось бы внести как некую "инвестиционную" компоненту в себестоимость ВС, то есть для приобретения самолета авиакомпании пришлось бы привлекать больше средств и обслуживать их. Если учесть и без того огромную долговую нагрузку отрасли (которую надо обслуживать), то отказ от таможенного освобождения может окончательно уничтожить российскую отрасль воздушных перевозок, по крайней мере, в ее нынешнем виде — со сложившейся конкуренцией и рыночными отношениями. Безусловно, в нынешнем виде отрасль далека от идеала. И даже некоторый избыток самолетов при нынешней экономической ситуации тоже просматривается (впрочем, правильнее было бы утверждать, что это не самолеты лишние, а экономика плохо развивается по ряду причин). Однако гражданская авиация благодаря конкуренции смогла провести качественное перевооружение флота, внедрить современные технологии и хотя бы отчасти решить задачу обеспечения транспортной доступности, хотя к этому как раз много претензий. И сравнение с другими видами транспорта, где сохранилась государственные монополии, отнюдь не в их пользу. Так что результаты Счетной палаты можно было бы расценить как своего рода теоретические изыскания, не имеющие особого отношения к реальности (кстати, в самих материалах СП говорится о том, что освобождение от пошлин было введено вполне законно и, вдобавок, в соответствии с требованиями Таможенного союза, которые имеют приоритет). Однако нельзя не отметить, что ситуация сложная, проблема многоплановая, а слова "бюджет недополучил" и "авиастроители не защищены" действуют на определенные слои населения и представляющих их депутатов весьма возбуждающе. Так что разнообразных комментариев и призывов будет еще много. А конструктивных выводов можно сделать два. Самолет — это дорогое средство производства, и облагать его дополнительными пошлинами — это повышать стоимость его продукции, то есть транспортных услуг, которыми мы пользуемся. А что касается регистрации самолетов в российском реестре, то, как мы уже неоднократно писали, вопрос этот важный и перспективный, но решить его можно не призывами и приказами, а соответствующей государственной программой, рассчитанной на несколько лет и обеспеченной хорошим финансированием. Иначе получатся только крики и призывы. Впрочем, есть и альтернативный подход. Поскольку превратить российскую гражданскую авиацию в дойную корову все равно не получится, может, проще ее пристрелить?

Читайте также

Исследователь неба: футуристический дизайн самолета от Lufthansa Technik

Салон с панорамным прозрачным верхом, терраса с лаундж-зоной на свежем воздухе, зона бара и даже про...

Bombardier Challenger 3500 обгоняет конкурентов

Новый Challenger вступает «в игру» с самыми востребованными джетами ведущих мировых производителей: ...

Авиационный консалтинг: подробный расчет расходов

Что включает в себя понятие «авиационный консалтинг» и что необходимо знать будущему владельцу возду...

Финансирование частного самолета #2

Основными схемами финансирования сделки по покупке воздушного судна (ВС) являются кредит под...

Cessna SkyCourier: дизайн с чистого листа

Три модели SkyCourier сделали более 2100 часов в рамках программы летных испытаний, которая официаль...

Новинки Gulfstream: G800 и G400

В обновленной коллекции авиапроизводителя будет 6 моделей, от суперсредней до сверхдальней: G280 - G...

Challenger 3500: суперсредний джет с комфортом дальнемагистрального

Новый Challenger 3500 от Bombardier пытается переписать правила для бизнес-джетов суперсреднего клас...

Falcon 10X: самый большой и самый дальний

Dassault Aviation запускает новый проект — Falcon 10X — высокоскоростной, ультрадальнемагистральный ...

Расширенный список новых возможностей Pilatus PC-24

Pilatus PC-24 — первый и единственный в мире суперуниверсальный реактивный самолет с уникальными хар...

Нюансы рейсов бизнес-авиации: багаж в частном самолете - часть #5

Требований для провоза специфического багажа может быть много, но суть сводится к одному: обо всех д...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти