На градостроительном совете Пермского края представлен новый предпроект пермского аэропорта Большое Савино. За 12 лет инвестор обещает до восьми миллиардов рублей инвестиций суммарно.
Предконцепция испанского архитектора Рикардо Бофилла положена на полку: вместо Большого Савино барселонский зодчий пробует принять участие в застройке Большой Москвы.
- Почему мы легко отказались от проекта аэропорта Рикардо Боффила, - рассуждает губернатор Виктор Басаргин. - Проект внешне действительно симпатичный, но уже на первой экспертизе, которую он проходил у специалистов в сфере воздушных перевозок, проект сразу получил оценку - нефункциональный и высокозатратный, поскольку не вполне учитывает особенности климата и зимние температуры воздуха. А его адаптация требовала значительных дополнительных вложений.
В том же зале заседаний правительства края, где именитый пиренеец чуть более года назад явил губернатору Олегу Чиркунову свою "дельту", ныне держал речь директор мастер-планирования компании "Аэропорты регионов", входящей в концерн "Ренова" Виктора Вексельберга, Алексей Богатырев. Однако совсем без иностранцев не обойдется: архитектурное решение нового облика Савина готовит английское архитектурное бюро Hintan associates. Эта же мастерская, собственно, разрабатывает аналогичный проект и в Нижнем Новгороде.
Дела пермского аэропорта сейчас неплохи - через Савино летает почти миллион пассажиров в год, признал посланец "Аэропортов".
- Это говорит о здоровье региона, - считает Богатырев. - При всех сдерживающих обстоятельствах люди летают и будут летать. Хотя условия, в которых они это делают, не соответствуют современным.
У Рикардо Бофилла терминал выглядел большим треугольником, или буквой "дельта". У "реновцев" он выглядит большой буквой "Т" с очень толстой ножкой. Новый пассажирский терминал задуман пока площадью 25 тысяч квадратных метров, но вероятнее всего - 30 тысяч квадратных метров. На поле будут вести пять телетрапов, к которым станут приставать самолеты. Предстоит построить новые рулежные дорожки и расширить перрон. Во внутренней отделке могут быть использованы местные образцы камня и дерева, чтобы аэровокзал был визитной карточкой города. Он должен быть введен в строй до конца 2015 года. Хотя инвестиционный меморандум еще не подписан, губернатор Басаргин считает, что все формальности могут быть урегулированы за полтора месяца.
- Но и не подписав соглашения, мы уже ведем предпроектные работы "внутри себя", - заявил Алексей Богатырев.
На первом этапе компания планирует вложить в строительство 3,7 миллиарда рублей в период до 2015 года. На втором этапе - реализация плана "большого аэропорта", или комплекса "аэропорт-сити" с гостиницей, парковкой, ресторанами, деловым центром, в период до 2025 года - еще 4,3 миллиарда. Итого в сумме 8 миллиардов рублей инвестиций бизнеса в аэропорт и прилегающий комплекс.
От инвесторов не укрылись обычно нагоняемые во всех таких случаях страхи - будто вяряги будут "грести под себя".
- Мы слышали опасения: мол, придет "Екатеринбург" и начнет развивать "Кольцово" за счет Перми, - поведал Алексей Богатырев. - Этого не произойдет. В Нижнем Новгороде в 2010 году пассажиропоток составлял 35- тысяч человек в год, когда мы туда пришли. В 2012-м он вырос до 770 тысяч, то есть за два года мы увеличили его вдвое с лишним. Мы зарабатываем "с пассажира". Пермяки это будут или нет, но чем больше людей пройдет через терминал и оставит там свой рубль, тем больше мы заработаем.
Губернатор Басаргин сдержанно оценил представленные эскизы. Однако, заметил, что представленный концепт чуть "более живой", чем выглядит то же Кольцово.
С другой стороны, еще не факт, что конкурс по отбору застройщика пермского аэропорта не придется проводить заново. Ведь накануне стало известно, что по заявлению компании "Базэл-аэро" проверку законности проведения конкурса на отбор инвестора по строительству нового аэровокзального комплекса в Большом Савино начала Федеральная антимонопольная служба России.
На последующих заседаниях градостроительного совета Прикамья планируется также рассмотреть все другие знаковые проекты в регионе - реконструкцию вокзала Пермь II, строительство второго зала Пермского театра оперы и балета, перенос зоопарка, план развития Березниковско-Соликамской агломерации.
Справка "РГ"
Компания "Аэропорты регионов" основана в 2012 году, входит в группу компаний "Ренова". Объединяет аэропорты Кольцово (Екатеринбург), Стригино (Нижний Новгород) и Курумоч (Самара). Позиционирует себя как крупнейший аэродромный оператор России. Совокупный пассажиропоток управляемых компанией аэропортов в 2012 году составил свыше 6,4 миллиона человек.