0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
19.08.2013
Новости

ВЭБ расстается с EADS

Внешэкономбанк (ВЭБ) начал поэтапную продажу своих 5,02% в Европейском аэрокосмическом и оборонном концерне (EADS), рассказали «Ведомостям» два менеджера авиастроительных компаний и подтвердил близкий к ВЭБу источник. Акции продаются небольшими частями в рынок, пояснил один из собеседников «Ведомостей». А еще 26 июля ВЭБ отчитался в Нидерландах (именно здесь зарегистрирован EADS) о снижении доли до 2,88%. О сумме сделки банк не сообщил. На закрытие 25 июля проданный пакет (2,14%) стоил 763 млн евро. О сделке ВЭБу пришлось отчитаться потому, что его доля стала меньше 3%. После этого порога о снижении своей доли банк информировать не обязан. «Возможно, процесс продажи уже и завершен», — допускает источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Оставшийся у ВЭБа пакет стоит сейчас около 1 млрд евро. Представители ВЭБа и EADS от комментариев отказались. Решение о продаже готовилось давно, знает сотрудник аппарата правительства. Деньги от реализации акций концерна пойдут на помощь «внучке» ОАК — «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС, производит SSJ100), добавляет он. О том, что ГСС испытывает финансовые трудности, стало известно в июле. В отчете ГСС за первое полугодие 2013 г. говорилось, что компания едва не допустила технический дефолт, но смогла договориться с банками о том, что до конца 2013 г. те не будут требовать досрочного погашения долгов. Общий долг ГСС на тот момент был $2,1 млрд. В середине июля предварительную схему помощи ГСС ВЭБом за счет продажи доли в EADS одобрил президент Владимир Путин, говорит собеседник. По данным федерального чиновника, речь идет о помощи ГСС в $1 млрд. Рассматриваются две схемы внесения этих денег: в уставный капитал ОАК (сейчас у банка 9,11%) либо в ОАО «Сухой» (владелец 75% ГСС), добавляет источник, близкий к ГСС. А те, в свою очередь, передадут средства в капитал ГСС. О каких пакетах может идти речь, собеседник сказать затруднился. Источник в ОАК настаивает, что $1 млрд — консолидированная помощь ГСС. Она предполагает в том числе и конвертацию части долговых обязательств ГСС ($600 млн) перед ВЭБом в акции. Остальное будет выделено в качестве субсидии. Детали еще обсуждаются, говорит он. 5,02% EADS весной 2006 г. ВТБ купил примерно за 1 млрд евро. Тогда котировки европейского концерна рухнули на 40% из-за пробуксовки программ A350 и суперлайнера A380. Менеджеры госбанка собирались внести этот пакет как раз в создаваемую тогда ОАК. Сам EADS в то время владел миноритарной долей в концерне «Иркут». Получалось, что после всех сделок ОАК и EADS могли бы стать акционерами друг друга. Предполагалось также привлечь EADS к модернизации российского авиапрома. Но менеджеры EADS и руководители европейских стран отнеслись к сделке настороженно. Европейцы думают, что Россия «может накопить пакет [EADS], а потом использовать его для того, чтобы разрушить изнутри саму компанию», признавал тогда президент России Владимир Путин после встречи с президентом Франции Жаком Шираком и германским канцлером Ангелой Меркель. В итоге ВТБ не получил даже кресла в совете директоров EADS. «Максимум, к чему нас допускают европейцы, — изготовление некоторых деталей», — жаловался «Ведомостям» один из гендиректоров российских авиазаводов. Один из консультантов EADS вспоминает, что сделка была неподготовленная. ВТБ стоило поставить концерн в известность о своих планах. Поэтому объявление о покупке банком 5% вызвало у европейцев скорее недоумение. Логично, что сделка не только не привела к ожидаемым результатам, а, напротив, охладила сотрудничество, вспоминает эксперт. Поэтому уже в конце 2006 г. ВТБ продал долю в EADS ВЭБу за 995 млн евро. ОАК эти акции так и не достались. «Все операции для ВЭБа должны быть безубыточными», — объяснял предправления банка Владимир Дмитриев. Он сообщал, что банк намерен ждать роста котировок до нужного уровня. Тактика сработала. С 2007 г. капитализация EADS выросла почти вдвое. Кроме того, с 2007 г. ВЭБ получил от EADS 256 млн евро дивидендов, включая 90 млн, начисленных за прошлый год. Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий говорит, что российскому авиапрому не удастся полностью обойтись без кооперации с мировыми игроками. Но нужно не искать одного партнера, а взаимодействовать со всеми крупными концернами. Именно так и поступают китайские, бразильские и канадские быстро растущие авиастроительные корпорации, напоминает Синицкий.

Читайте также

Бизнес-авиация в России: закон на стороне вторичного рынка

Рынок бывших в эксплуатации бизнес-джетов в России, несмотря на беспрецедентное давление, продолжает...

LABACE возвращается на мировую арену

Крупнейшая выставка бизнес-авиации в Латинской Америке возвращается спустя три года в изменившийся м...

Нелетная погода: как ударил кризис по бизнес-авиации

Российская бизнес-авиация оказалась на грани выживания, за границей которого ее, очевидно, ждет пики...

Лучшие из лучших: топ-20 производителей авиатехники бизнес-класса

Хотите купить самолет или вертолет? Начните с изучения ключевых фактов о производителях самолетов, ч...

Gulfstream получил премию IY&AA Design Award за салон G700

Gulfstream G700 был удостоен Международной премии в области яхт и авиации 2022 года International Ya...

Творческий полет: креативная студия ACJ TwoTwenty поможет создать свой уникальный самолет

Пространство демонстрирует секцию салона ACJ TwoTwenty в натуральную величину, который клиенты могут...

EBACE: новости «большой тройки»

В выставочном комплексе Palexpo в Женеве с 23 по 25 мая прошла Европейская выставка и конференция де...

Исследователь неба: футуристический дизайн самолета от Lufthansa Technik

Салон с панорамным прозрачным верхом, терраса с лаундж-зоной на свежем воздухе, зона бара и даже про...

Bombardier Challenger 3500 обгоняет конкурентов

Новый Challenger вступает «в игру» с самыми востребованными джетами ведущих мировых производителей: ...

Авиационный консалтинг: подробный расчет расходов

Что включает в себя понятие «авиационный консалтинг» и что необходимо знать будущему владельцу возду...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти