Вообще улетевший | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
10.04.2013
Новости

Вообще улетевший

Бизнесмен Александр Лебедев продал свою авиакомпанию Red Wings за символическую сумму в один рубль, причем его банку придется списать три миллиарда рублей, которые были вложены в развитие перевозчика за последние шесть лет. Таким образом, в последнее время Лебедев отказался почти от всех своих активов в авиации, в связи с чем "Лента.ру" решила вспомнить судьбу инвестиций предпринимателя в авиацию. Вложения Лебедева в авиационный бизнес логично делятся на три направления: инвестиции в производство самолетов, в акции "Аэрофлота" и в небольшие нишевые авиакомпании. Поскольку на слуху в последние месяцы был скандал с последними, то с них и начнем.

Лебедев и Wings

Red Wings - не первая авиакомпания Лебедева, которая была вынуждена прекратить полеты. В частности, бизнесмену принадлежали 48 процентов акций немецкой Blue Wings. Однако в начале 2009 года у компании возникли финансовые трудности. Менеджмент Blue Wings обвинял в сложившейся ситуации Лебедева, который якобы не выполнил свои финансовые обязательства перед перевозчиком. Предприниматель же утверждал, что выполнил обязательства в полном объеме, и в свою очередь обвинял руководство компании в выводе активов. В январе 2010 года перевозчик прекратил полеты. Лебедев рассказывал, что потерял 80 миллионов евро, которые были вложены в развитие Blue Wings. Приостановка деятельности Red Wings проходила по совершенно другому сценарию. Компанию лишили разрешения на полеты после авиакатастрофы во "Внуково". В декабре 2012 года самолет Ту-204 выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и развалился на несколько частей. В результате катастрофы погибли пять человек. Прокуратура обвинила руководство авиакомпании в ненадлежащей подготовке пилотов; кроме того, власти нашли ряд нарушений в работе перевозчика. В Росавиации заявляли, что Red Wings находится в плохом финансовом состоянии. Лебедев эту информацию опровергал; по его заверениям, перевозчик должен был стать прибыльным уже этим летом. Попутно бизнесмен намекнул на то, что чиновники "убивают" авиакомпанию именно из-за того, что она принадлежит ему, Лебедеву, и стал искать на нее покупателя. 4 апреля бизнесмен объявил, что продал авиакомпанию за один рубль, а позже выяснилось, что новыми акционерами Red Wings стали брат совладельца группы "Гута" Сергей Кузнецов и GHP Group Марка Гарбера. Одновременно с продажей авиакомпании Лебедев заявил, что избавится от доли в ИФК, где ему принадлежит блокпакет. Бизнесмен планирует передать принадлежащие ему акции ИФК "дочке" этой корпорации. Взамен ИФК спишет долг Red Wings по лизинговым платежам за авиалайнеры, а также выделит бизнесмену самолеты из парка корпорации. Лебедев отказался сообщать, что это будут за самолеты, но СМИ выяснили, что предприниматель получит два транспортника Ан-124 ("Руслан"). Бизнесмен рассказал "Газете.Ru", что собирается открыть лизинговые компании, на баланс которых будет передана новая техника.

Лебедев и самолеты

Особенностью принадлежавшей Лебедеву Red Wings было то, что компания использовала только отечественную авиатехнику и летала исключительно на Ту-204. Парк перевозчика состоял из восьми таких самолетов. В конце 2010 года между Red Wings и лизинговой компанией "Ильюшин Финанс" (ИФК) было заключено соглашение, в котором прописывалось намерение авиакомпании купить 44 самолета Ту-204СМ. Производство Ту-204 уже тогда находилось под угрозой срыва, и сделка с Red Wings могла стать для ульяновского завода "Авиастар-СП" спасением. В течение нескольких месяцев после подписания протокола о намерениях стало ясно, что сделка на 55 миллиардов рублей может сорваться. В марте правительство одобрило решение о том, что эти средства выделит ВЭБ, а лизингодателем самолетов будет ИФК. Но в апреле в ИФК сообщили, что ВЭБ пытается сохранить контроль над средствами, выделяемыми на производство Ту-204. В ходе ряда совещаний правительство решило, что проект слишком сложный и дорогой, поэтому его лучше доверить государственной компании. В ИФК такое решение оценили положительно - гендиректор корпорации Александр Рубцов рассказывал, что таким образом структуры с частным капиталом будут избавлены от значительной части рисков. В сентябре 2011 года Лебедев написал президенту Владимиру Путину письмо с просьбой передать шефство над проектом Ту-204СМ Агентству стратегических инициатив. Бизнесмен сетовал, что его авиакомпании пока так и не удалось согласовать покупку самолетов. Обращение Лебедева осталось без ответа. В марте 2012 года Red Wings решила сделать вторую попытку и купить всего 15 самолетов, а не 44, как планировалось изначально. К тому моменту Ту-204 уже проходил сертификационные испытания, однако заказчиков на авиалайнер по-прежнему не было, хотя о желании приобрести самолеты заявляли UTair, "Атлант-Союз" и Iran Air. Впоследствии контракт с иранской компанией был заблокирован американскими санкциями, а "Атлант-Союз" ликвидировали. Твердых заказов на Ту-204 у производителя нет до сих пор, а государство, похоже, решило забыть о проекте, отдав бюджетные средства на Superjet и МС-21.

Доля в "Аэрофлоте"

Акции самой большой авиакомпании страны Национальный резервный банк (НРБ) Лебедева приобрел весной 2003 года, и долгое время бизнесмен оставался крупнейшим частным акционером "Аэрофлота". Через шесть лет инвестор впервые начал серьезные переговоры о выходе из актива - за принадлежавшие ему акции Лебедев хотел получить миллиард долларов. В скором времени нашелся и покупатель в лице самой авиакомпании, которую поддержал министр транспорта Игорь Левитин - государство хотело обменять часть доли Лебедева на авиаактивы "Ростехнологий" (сейчас "Ростех"). Однако сделка затянулась. В январе 2010-го совет директоров перевозчика одобрил поэтапную продажу, в феврале Лебедев избавился от первой части своего пакета - 6,31 процента акций. Но затем из-за падения котировок (по условиям соглашения перевозчик получал бумаги с существенной скидкой) бизнесмен передумал продавать "Аэрофлоту" все акции. Таким образом, сделка с авиакомпанией фактически была аннулирована, и в дальнейшем НРБ продавал бумаги "Аэрофлота" без привязки к каким-либо соглашениям. В частности, в декабре 2010 года четыре процента акций авиакомпании были реализованы в рамках размещения по закрытой подписке, в результате чего доля НРБ снизилась до 15,5 процента. К концу 2012 года пакет уменьшился до 4,7 процента. В начале апреля Лебедев написал в твиттере, что его доля в "Аэрофлоте" составляет около четырех процентов. "Ростехнологии" в итоге получили в обмен на свои авиаактивы от "Аэрофлота" только 3,5 процента акций перевозчика. История взаимоотношений акционера Лебедева с "Аэрофлотом" была бы относительно скучной (в конце концов, у многих госкомпаний есть миноритарии, которые хотят избавиться от своих пакетов), если бы не постоянная критика бизнесмена в адрес руководителей перевозчика. А в 2009 году Лебедев вообще заявил, что, поскольку его мнение руководством компании все равно не учитывается, то его интересы вполне может представлять ребенок - и предложил ввести в совет директоров своего трехмесячного сына Никиту (в 2013 году ситуация повторилась). Однако более эффектным шагом со стороны Лебедева стало приглашение в совет оппозиционера Алексея Навального. И хотя работа блогера на этом посту продлится, по-видимому, только один год, она все же принесла свои плоды. Так, в марте текущего года стало известно, что Навальному ограничили доступ к документам после того, как он заинтересовался неконкурентным, по его мнению, контрактом "Аэрофлота" с агентством Тины Канделаки "Апостол". Уход Лебедева из различных отраслей авиационного бизнеса может объясняться самыми разными причинами - от чисто деловых до политических (бизнесмен финансировал "Новую газету" и не скрывает своей неприязни к ФСБ и другим силовым ведомствам). Объединяет же все авианеудачи бизнесмена одно: бывший сотрудник КГБ регулярно рассчитывал на то, что государство поможет его начинаниям, но всякий раз ошибался. В своей авиационной деятельности Лебедев сделал ставку на патриотизм (то есть поддержку даже неконкурентоспособных на мировом рынке отечественных авиапроизводителей), но, как он сам вынужден был признать в конце минувшего декабря, в России главным условием прибыльности является ставка не столько на отечественного, сколько на "нужного" производителя.
Читайте также
Самые дорогие машины: 14 моделей авто по цене частного самолета

Какая машина в 2023 году стоит дороже всех? Представляем рейтинг самых дорогих авто в мире и их цены...

Новый Bentley Bentayga V8: уже на российских дорогах

Компания Bentley представляет новый изысканный Bentayga теперь на российских дорогах – первые автомо...

VIP-трансфер на электромобилях запускают Exobilite и SV Art

Скоро в москве появится услуга VIP-трансфера на электромобилях – мобильных офисах. Сервис запускает ...

Bentley Autumn Tour 2021: новая роскошь и эксклюзивные модели

Уникальная концепция серии клиентских мероприятий Bentley Autumn Tour 2021 позволила поклонникам ист...

Bentley Flying Spur Mulliner - исключительный четырехдверный Grand Tourer

Ателье Bentley Mulliner представляет модель Flying Spur Mulliner – исключительно роскошный четырехдв...

Bentley Bentayga S: самый спортивный Bentayga

Впервые с момента появления модели Bentayga в 2015 году Bentley предлагает версию Bentayga S для тех...

Неповторимая эстетика новой лимитированной коллекции Bentayga Speed

Компания Bentley представляет первые изображения уникальной коллекции Bentayga Speed, на создание ко...

Фотопроект Automobili Lamborghini «With Italy, For Italy»

Впечатляющий фотопроект Automobili Lamborghini «С Италией. Для Италии», призванный вернуть образу ст...

Rolls-Royce Black Badge - символ неиссякаемой энергии

Black Badge — беспрецедентная линейка для Rolls-Royce, символ неиссякаемой энергии, силы, мощи и впе...

Audi Россия объявляет старт приема заказов на первый полностью электрический SUV Audi e-tron

Яркая интеграция в городское пространство с обратным отсчетом ознаменовала наступление новой эры - о...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти