Технологические инновации, внедряемые авиакомпаниями, аэропортами и туристическими агентствами, в течение ближайших трех лет кардинально изменят способы приобретения туристических услуг и процедуры самостоятельной регистрации. Будет обеспечена полная поддержка приложений для мобильных устройств и социальных сетей. Авиакомпании и аэропорты за счет сбора и обработки огромных объемов данных смогут оптимизировать свою работу и обеспечат качественно новый уровень обслуживания клиентов.
Одной из перспективных технологий в этой области считается Near Field Communications (NFC) — сравнительно новый способ беспроводной связи, позволяющий мобильным телефонам, смартфонам и другим аналогичным устройствам обмениваться данными на расстоянии нескольких сантиметров. Смартфоны с поддержкой NFC могут хранить критически важные данные, например информацию кредитной карты или сведения о пассажире, включая данные удостоверения личности и посадочного талона. Эта информация может считываться бесконтактным способом при любых условиях, будь то оплата товара в магазине или посадка в самолет. Поскольку технология NFC действует только на малых расстояниях, а также поддерживает шифрование, безопасность обмена данными обеспечена. Технология NFC предлагает пассажирам ряд важных преимуществ: она обеспечивает исключительную безопасность, работает, даже когда устройство отключено, не требует установки приложений или работы с изображениями. Кроме того, на качество считывания информации не влияет уровень загрязнения экрана.
Все ведущие производители смартфонов уже предлагают модели с поддержкой NFC, каждую неделю продается более миллиона таких устройств. Аналитики компании SITA прогнозируют, что к 2015 г. количество смартфонов с поддержкой NFC составит около 633 млн. Как отмечают в SITA, появление этой технологии можно считать очередной мобильной революцией.
Эту технологию уже признали более 45 операторов мобильной связи связи в Европе, Великобритании, США, Японии, Корее, Китае, она продолжает стремительно развиваться во всем мире. Что касается России, то все три ведущих мобильных оператора (МТС, "Мегафон", "Вымпелком" ("Билайн")) находятся в разных стадиях испытаний этой технологии.
В прошлом году компания SITA представила первый в авиатранспортной отрасли экспериментальный образец технологии NFC на основе встроенного в смартфон чипа. Концепция, в основе которой лежит обычная SIM-карта, наглядно демонстрирует, как NFC упрощает передвижение пассажиров в аэропортах: при наличии телефона с поддержкой NFC пассажиру достаточно одного касания, чтобы зарегистрироваться на рейс.
Пассажиры могут использовать телефон с поддержкой NFC в качестве посадочного талона для автоматического прохождения зоны досмотра, входа в зал ожидания или на борт самолета. Новинка является совместным проектом SITA Lab, исследовательского подразделения компании SITA, и компании Orange Business Services, стратегического партнера SITA в сфере коммуникационных услуг. Это первое наглядное применение технологии NFC, одобренное международной ассоциацией GSMA. Для развития проекта современные сканирующие, считывающие устройства и турникеты предоставили ведущие поставщики оборудования для аэропортов — компании DESKO и Kaba.
Опытное внедрение, выполненное SITA Lab, было осуществлено в аэропорту Тулуза-Бланьяк, оно обеспечивает возможность использования мобильного телефона, поддерживающего технологию NFC, для доступа на парковку, в бизнес-зал и для получения информации о рейсе. Сейчас опытное испытание этого проекта продолжается.
SITA планирует увеличение количества опытных внедрений этой технологии в 2013 г. в крупнейших аэропортах. В перспективе до 2015 г. поддержка этой технологии для большинства аэропортов станет таким же привычным сервисом, как, например, использование мобильной регистрации сегодня.
Предприятия авиатранспортной отрасли связывают с NFC большие надежды. Так, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) при участии GSMA проверила пригодность этой технологии для шести основных этапов (регистрация пассажиров, регистрация багажа, прохождение досмотра, доступ в зал ожидания, посадка и высадка) и определила ее преимущества для авиаотрасли. Однако совместный проект компаний SITA и Orange продемонстрировал, что для дальнейшего продвижения использования NFC в авиатранспортной отрасли необходимо выработать ряд стандартов. Сейчас над этим идет активная работа, в которой участвуют все заинтересованные стороны.
Научно-исследовательский центр SITA Lab был основан в 2008 г. и базируется в Женеве. Основное направление его деятельности — инновации, разработка новых технологий и достижение понимания того, как они могут быть адаптированы для нужд авиатранспортной отрасли. SITA Lab работает как самостоятельно, так и в партнерстве с авиакомпаниями, аэропортами и поставщиками передовых технологий.