Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов
Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы разобраться, какой из самолетов самый надежный, нужно разобраться в рейтинге безопасности воздушных судов, которые эксплуатируются большинством авиакомпаний.
Ежедневно самолёты успешно вылетают из аэропортов, рассекая воздушное пространство, совершают тысячи рейсов по заранее составленным маршрутам и благополучно приземляются. В среднем в небе одновременно находятся 9–12 тысяч пассажирских авиалайнеров, в которых летят около 1,5 миллионов пассажиров. Разбираемся, какой из самолётов отличаются повышенной безопасностью.
Спокойное небо
Несмотря на то, что самолёты считаются самым надёжным видом транспорта, безопасность авиаперелёта определяется двумя основными факторами: техническим совершенством авиалайнера и ответственностью авиакомпании, которая осуществляет воздушные перевозки. Хороший перевозчик стремится максимально снизить риски, связанные с эксплуатацией воздушных судов его авиапарка, обеспечить выполнение полётов без угрозы для здоровья и жизни пассажиров.
Он регулярно выполняет диагностику самолётов, обновляет состав парка, применяет технические инновации в области безопасности. Чтобы убедиться, что ваша жизнь в надёжных руках, прежде чем отправиться в путешествие, узнайте, какова продолжительность эксплуатации авиапарка компании, услугами которой вы планируете воспользоваться. Ознакомьтесь с результатами государственных и отраслевых проверок.
Не следует забывать, что разные модели воздушных судов могут отличаться друг от друга не только дизайном и комфортностью салона, но и техническими характеристиками.
Критерии выбора
Безопасность авиаперелёта зависит от надёжности самолёта, от погодных условий в момент взлёта, во время полёта по маршруту и захода на посадку, от индивидуальных особенностей пилотов, влияющих на их способность принимать решения. Контролируя каждый из перечисленных выше факторов риска, хорошая авиакомпания выявляет источники опасности и своевременно устраняет проблемы.
Порывистый ветер, дождь, снег, град, вряд ли повлияют сегодня на безопасность полёта. Контроль состояния двигателей в режиме реального времени, спутниковые системы воздушной навигации, большая стабильность конструкции современных самолётов – всё это даёт возможность совершить посадку даже при плохой видимости на посадочной полосе или уйти на запасной аэродром.
Чтобы нейтрализовать влияние на безопасность полёта человеческого фактора, пилоты регулярно посещают курсы повышения квалификации, на специальных тренингах прорабатывают последовательность действий в критических ситуациях. Перед вылетом они проходят медицинский осмотр. Надёжность современных самолётов настолько велика, что воздействие технических факторов практически сводится к нулю.
Степень износа авиалайнера – основной критерий безопасности полёта. Как быстро наступит износ, зависит от того, насколько тщательно соблюдается технический регламент подготовки к полёту пилотами и инженерами авиакомпании. Срок эксплуатации гражданского самолёта составляет 25–30 лет или 40–60 тысяч лётных часов.
Основные производители
Уже не один год лидирующую позицию на мировом рынке гражданского авиастроения занимают 2 компании – французская Airbus и американская Boeing. И всё же, несмотря на то, что самыми популярными по-прежнему остаются узкофюзеляжные среднемагистральные модели Boeing-737 и A320, в 2020–2022 году существенно вырос экспорт самолётов в Великобритании, Израиле, Ирландии, Австрии, Швеции.
Пассажирские авиалинии могут обслуживаться в том числе и такими самолётами, как Fokker, «Ильюшин», Lockheed Martin, LZ Auronautical Industries, McDonnell Douglas, «Антонов», Pilatus, Indonesian Aerospace, ATR, Hawker Beechcraft, NAMC, Piper Aircraft, Cessna, Bombardier, Fairchild Aerospace и другими.
Топ самых безопасных самолетов в мире
Чтобы оценить безопасность авиалайнера, следует учитывать срок его эксплуатации в компании, общие часы налёта, сколько моделей этого типа было выпущено производителем.
Самый безопасный Boeing 777
На счету Boeing 777 20 миллионов часов налёта. Оснащённый двумя мощными моторами G5, стеклянной кабиной и электродистанционной системой управления самый большой и самый безопасный широкофюзеляжный самолёт в мире поставил рекорд по максимальной продолжительности авиаперелётов.
В зависимости от конфигурации и вместительности 6 моделей, представленных в парках авиакомпаний, могут использоваться как для дальних межконтинентальных перевозок, так и для небольших перелётов. Первый полёт Boeing 777 состоялся в 1994 году. С тех пор было выпущено 1500 самолётов. Сейчас в эксплуатации по всему миру находится около 748 из них.
Самый крупный в истории самолётостроения двухэтажный Airbus A380
Свой первый полёт авиалайнер с отличными показателями по тяге двигателей и расходу топлива совершил в 2005 году. За 18 лет в 5 модификациях было выпущено 230 самолётов, способных вместить до 853 пассажиров. 214 из них эксплуатируются авиакомпаниями и сегодня.
Дорогой в обслуживании и поэтому редкий Airbus A340
Самый надёжный, но дорогой в обслуживании четырёхмоторный широкофюзеляжный Airbus A340 расходует много топлива, поэтому в парках авиакомпаний почти не встречается. В течение 20 лет с конвейеров производителя сошло лишь 340 авиалайнеров, на счету которых теперь 13,5 миллионов лётных часов. Первый полёт состоялся в 1993 году. За годы производства было выпущено 380 самолётов в четырёх различных модификациях. Один из них, A340-600 с длиной фюзеляжа более 75 м, в момент выхода в эксплуатацию считался самым длинным из существующих в то время авиалайнеров. На сегодняшний день в междугородных воздушных перевозках задействованы 340 самолётов.
Самый узнаваемый Boeing 747
С 1969 года было выпущено более 1500 дальнемагистральных двухпалубных широкофюзеляжных самолётов, общая продолжительность налёта которых составляет почти 18 миллионов часов. До 2005 года эти самолёты считались самыми большими и самыми вместительным из существовавших на тот момент в мире. 935 самолётов продолжают летать и сегодня. Именно Boeing 747 часто является основным средством передвижения в зарубежных фильмах, украшает аэропорты и музеи, исполняя роль памятника.
Способный на одном двигателе перелететь Атлантику Airbus A330
Свой первый полёт широкофюзеляжный с двумя турбовентиляторными моторами Airbus A330 выполнил в 1992 году. Всего в 10 модификациях было выпущено 1495 авиалайнеров, на счету которых 15 миллионов часов налёта. Чтобы обеспечить будущую безопасность авиаперелётов, испытания модели проводили в жёстких условиях. На одном двигателе пилотам приходилось перелетать Атлантический океан. 570 из выпущенных за 30 лет самолётов эксплуатируются и сейчас.
Boeing 737 NG – не путайте с Boeing 737
Если Boeing 737 считался одним из самых опасных авиалайнеров своего времени, то его модификация Boeing 737 NG, наоборот, признана одной из самых удачных в плане безопасности пассажиров. Стимулом для разработки усовершенствованного варианта послужило появление на рынке Airbus A320. Первый полёт одного из очень надёжных авиалайнеров Boeing 737 NG третьего поколения с обновлённым салоном и улучшенными лётно-техническими характеристиками состоялся в 1996 году. Всего с конвейеров компании сошли более 7000 лайнеров, налёт которых составляет 17 миллионов часов. Сегодня в эксплуатации авиаперевозчиков находится 2623 самолёта.
Первый получил право на коммерческие перелёты через Атлантический океан Boeing 767
Дальнемагистральный двухмоторный широкофюзеляжный самолёт совершил свой первый полёт в 1981 году. Всего в 6 модификациях было выпущено около 1100 лайнеров, налёт которых на сегодняшний день составляет 15 миллионов часов. Именно Boeing 767 первый из двухмоторных моделей получил право осуществлять коммерческие перелёты через Атлантический океан. Самолёт и сейчас успешно используется для пассажирских перевозок на средние и дальние расстояния.
Airbus A320 с электродистанционной системой управления
Среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер по задумке конструкторов должен был стать одним из самых совершенных самолётов современности. В Airbus впервые была применена электродистанционная система управления. Модель оснастили очень технологичной на момент выпуска автоматизированной кабиной пилота с электронно-лучевыми экранами. За период более чем в 30 лет было выпущено больше 9424 авиалайнера, на счету которых 15 миллионов лётных часов. На сегодняшний день вместе с модификациями A319 и A321 в эксплуатации находится более 3600 самолётов.
Boeing 757 способен сесть даже на короткую полосу
Первый полёт оборудованного стеклянной кабиной среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского авиалайнера с турбовентиляторным двигателем, однокилевым оперением и стреловидными крыльями состоялся в 1984 году. Применение новых конструкционных материалов, сокращение длины фюзеляжа за счёт изменения схемы хвостового оперения позволило изменить схему захода на посадку. Во время испытаний пилотам удавалось посадить лайнер как на крупных аэродромах, так и на коротких полосах, что существенно облегчило последующую эксплуатацию самолётов на авиалиниях. В общей сложности в 4 модификациях было выпущено больше 1000 самолётов с 14 миллионами часов налёта. Более 570 лайнеров продолжают летать.
Вместительный Boeing 737 CFMI – не путайте с Boeing 737 MAX
Экономичный узкофюзеляжный Boeing 737 CFMI с двухконтурными турбовентиляторными двигателями – один из самых распространённых и самых безопасных самолётов, которые сегодня используются авиаперевозчиками для полётов на небольшие расстояния. За время эксплуатации в трёх модификациях было выпущено 1988 лайнеров. Продолжают совершать полёты около 1760 воздушных судов.
ИЛ-86
Четырёхдвигательный широкофлюзеляжный авиалайнер ИЛ-86 выполнил первый регулярный рейс в 1980 году. В 1981 году на этом самолёте было установлено 18 рекордов мирового значения скорости в полёте по замкнутой траектории с нагрузкой до 80 тонн. Как пассажирский из-за низкой экономичности мотора, самолёт почти не использовался. Всего было выпущено 106 лайнеров в четырёх модификациях. Некоторые из этих ещё летают.
ТУ-154
Первый полёт российского трёхдвигательного реактивного пассажирского авиалайнера, одного из самых быстрых в мире и основных на маршрутах средней дальности, был выполнен в 1968 году. Всего в 14 модификациях было выпущено 918 лайнеров, некоторые из которых и сейчас эксплуатируются. Все версии этого самолёта считаются безопасными и надёжными.
Фото: fanjianhua on Freepik