Falcon 8X: 8 мигов счастья
Дмитрий Петроченко делится своим опытом полета на новом Falcon 8X из Парижа в Москву.
Просторный и стильный — таково было первое впечатление, когда я ступил на мягкие ковры салона этого настоящего воздушного корабля!
Несколько минут стремительного взлета, и за иллюминатором показалась привычная картина облачной дали и темно-синего неба. Ремни отстегнуты — пора пройтись по салону и подробно познакомиться с тем набором плюсов, которые получает пассажир нового Falcon! Не секрет, что для каждого человека, находящегося на борту, приоритетными моментами являются безопасность и комфорт. Все авиационные производители с выходом каждой новой модели стараются по максимуму совершенствовать эти важнейшие показатели и в чем-то, хоть и временно, но быть первыми. Будучи производным от популярного Falcon 7X, новый 19-местный бизнес-джет получил удлиненный на 1 м 13-метровый салон, и теперь именно он является самым большим по объему фюзеляжа (48 м3) в семействе Falcon. Пассажирская часть в 8Х традиционно разделена на три секции с местом для отдыха и отдельным туалетом для экипажа, кухонным блоком в передней части салона и полноразмерным туалетом в хвостовой. При этом Dassault предлагает более 30 различных вариантов компоновки салона, включая одну с опционной душевой кабиной.
Дизайнеры компании на славу постарались с оформлением салона, используя только высококачественные материалы для обивки мебели и стен. Гармония светлого с темным — не новая тенденция, что не может не радовать: глаза в полете не устают, а салон лайнера выглядит легким, воздушным и более просторным. Завершают совершенную композицию уюта и деловой практичности «чудеса» цифровой техники — от плазменных информационных панелей до индивидуальных интерактивных мониторов.
Кабина пилотов оборудована фирменным интегрированным бортовым комплексом Dassault EASy самой последней версии на базе авионики Honeywell Primus Epic с функциями SVS и EVS, а также с коллиматорной индикацией на стекле над левым креслом (HUD для второго пилота — в планах компании), FMS последнего поколения и, конечно, цифровой системой управления полетом. Что немаловажно, новый 8Х сертифицирован для полета до эшелона FL510, при этом на высоте 41 000 футов давление в кабине будет поддерживаться на отметке 1200 м над уровнем моря.
Наряду с усовершенствованными внутренними данными новый 8Х увеличил протяженность своих полетов. По сравнению с легендарным 7Х дальность полета новичка увеличилась на 925 км и теперь составляет 11 945 км. Таким образом, он стал еще и самым дальнобойным бизнес-джетом французского производителя благодаря усовершенствованной версии двигателей Pratt и Whitney Canada PW307D (тяга на 5% больше, чем у PW307A в Falcon 7X) и переработанным сверхэффективным крылом от Falcon 7X. Конструкция крыла была модернизирована, чтобы свести к минимуму общее сопротивление самолета на крейсерской скорости и снизить вес на 600 фунтов. Также крыло получило оптимизированный профиль и законцовки. Эти улучшения значительно увеличили подъемную силу и улучшили аэродинамические качества самолета. Новый 8Х стал менее стабильным, и это хорошо для аэродинамики, так как горизонтальный стабилизатор с меньшим углом установки также является источником сопротивления. Однако относительная нестабильность легко компенсируется компьютерной системой управления. Стоит отметить еще одно достоинство новичка — его взлетно-посадочные характеристики. 8X способен взлетать и приземляться на ВПП длиной 6000 футов (1829 м) и имеет посадочную скорость 106 узлов/197 км/ч (у Falcon 7X — 104 узла). Как и Falcon 7X, новый самолет может выполнять крутые заходы с углом до шести градусов, что позволяет ему приземляться в сложных аэропортах. Это, бесспорно, огромный плюс.
2018 год по-настоящему стал историческим для французского производителя Dassault, которого без преувеличения можно считать законодателем мод в современном авиастроении. Новый флагман 8Х открывает очередную страницу славной истории французского гуру и вступает в сумасшедшую гонку в ультрадальнем классе, где, безусловно, является фаворитом.