Global 7000: глобальный прорыв
Авиапроизводитель Bombardier поставил жирную точку и охладил пыл армии скептиков в отношении своей принципиально новой машины — Global 7000. Bombardier будет применять высокотехнологичные измерительные инструменты во всем производственном процессе сборки самолетов программы Global 7000/8000. На линии окончательной сборки в Торонто установлена современная автоматизированная система позиционирования, которая применяется при стыковке крыла с фюзеляжем. Она использует лазерное позиционирование для неизменно точного монтажа узлов самолета.
Помимо технологии лазерного позиционирования, ключевой особенностью линии окончательной сборки является шарнирно-сочлененный сверлильный робот, который с высокой точностью и повторяемостью делает отверстия под заклепки и снимает фаску на узлах и секциях фюзеляжа. Цель компании — использование роботов для клепки в автоматическом режиме при состыковке основных секций фюзеляжа.
На первом опытном Global 7000 установлены двигатели, а структурные компоненты, в том числе все секции фюзеляжа, крылья, шасси и хвостовое оперение, смонтированы. Кроме того, установлена электропроводка и начались функциональные тестовые процедуры. Второй опытный прототип находится на окончательной стадии сборки: состыкованы задняя, центральная и передняя секции фюзеляжа и кабина. Также на различных стадиях производства и монтажа находятся еще два прототипа. Компания уже протестировала 35 систем и ввела в эксплуатацию 29 различных испытательных стендов. Кроме того, производитель получил первые 10 двигателей Passport.
Анонс программы семейства ультрадальних бизнес-джетов Global 7000 и 8000 состоялся в сентябре 2010 года. Они имеют одинаковые двигатели GE Passport 20 тягой 16 500 фунтов. Global 7000 по размерам больше своего собрата и имеет расчетную дальность 7400 морских миль, или — привычными цифрами — 13 705 км (восемь пассажиров, экипаж из четырех человек и скорость 0,85 Маха). Более короткий Global 8000 будет летать на дальность 7900 миль при тех же условиях, но с шестью пассажирами. Именно поэтому Bombardier и ввел такие обозначения для новых джетов семейства Global, каждое из которых обозначает дальность в морских милях. Такие возможности позволяют «семитысячному» летать без посадки из Лондона в Сингапур или, например, из Нью-Йорка в Дубай.
В кабине экипажа будет установлен комплекс Rockwell Pro Line Fusion, оснащенный пятью 15,1-дюймовыми ЖК-дисплеями с открытой архитектурой, что позволяет улучшить возможности ситуационной осведомленности и интеграцию с системами самолета, включая погодные радары. Кроме того, авионика учитывает растущую полетную карту и потенциальное изменение требований к полетам в воздушном пространстве. Не будет и традиционного штурвала — на смену ему придут боковые ручки управления. Тем не менее Bombardier не сообщает о том, будут ли ручки электронно связаны между собой, как на новых G500 и G600 компании Gulfstream, или они будут двигаться независимо, как на самолетах Airbus.
Первое, что бросилось в глаза: Global 7000 получил самый большой в бизнес-классе салон. Он оснащен 28 иллюминаторами, диаметр каждого из которых на 80% больше, чем у Global Express. Такая конструкционная особенность позволяет качественно освещать самолет естественным образом. Наличие четырех отдельных зон, включая частную каюту, дает возможность пассажирам заниматься делами и отдыхать с максимальным комфортом. Такие размеры салона дают возможность выбирать варианты конфигурации на собственный вкус. Можно, например, преобразовать четыре зоны стандартного образца в две уютные кабины и просторную зону отдыха.
Итак, рассмотрим самолет с точки зрения оператора. Максимальное количество пассажиров, предусмотренное производителем, — 17.
*Данные предоставлены компаниями Клуб «Бизнес Авиация» и Jet24. В расчетах использованы средние рыночные цены и показатели.
Для разбега бизнес-джету понадобится 1814 м бетона, для пробега — всего 856 м. Производитель определил и максимальную скорость самолета — 955 км/ч, или 0,9 Маха. Крейсерская же скорость установлена на уровне 902 км/ч, или 0,85 Маха. Максимальная высота полета тоже впечатляет — 15 545 м, а рабочая — 13 106 м. А вот что точно оценят пассажиры, так это размеры пассажирской кабины. Они просто поразительны. Длина составляет 16,64 м, высота — 1,91 м, а ширина — и вовсе 2,49 м. Помимо огромной дальности полета, основным преимуществом Global 7000 станет объем салона — почти 75 кубометров.
Текст: Дмитрий Петроченко