Тяжелые и мощные: топ-13 самых больших вертолетов в России и мире
![](/upload/iblock/134/19i264jr9b0l7w2l4whqco8bl8g8efk2/HyhtGkKIJes.jpg)
Гигантские вертолеты применяют практически во всех сферах. Мощные военные модели оказывают огневую поддержку и эвакуируют раненых с поля боя. Грузовые транспортники перевозят тяжелую технику и даже самолеты. А специальные воздушные судна удобно использовать во время чрезвычайных ситуаций. Но огромные вертолеты технически создать очень сложно. Ниже — рейтинг самых удачных хеликоптеров-гигантов в мировой истории.
Самый большой вертолет на сегодня
![Вертолеты России Mil_Mi-26,_Celebration_of_the_100th_anniversary_of_Russian_Air_Force.jpg](/upload/medialibrary/d77/cq2s17ggr69gz2w1c4n5uy12tgj677mn/Mil_Mi_26_Celebration_of_the_100th_anniversary_of_Russian_Air_Force.jpg)
Крейсер среди вертолетов, летающая корова — все эти названия летчики дали российскому тяжеловесу Ми-26 за его габариты. Вертолет совершил первый полет еще в 1977 году. Изначально проект ОКБ «Миля» был нацелен на создание многоцелевого военно-транспортного воздушного судна, есть также санитарная модификация. В 1983 году появилась гражданская версия большегруза для крупных транспортных перевозок под индексом Ми-26Т, которую оснастили внешней подвеской и спецоборудованием для работы с ней.
До сих пор МИ-26 остается самым крупным серийным вертолетом, который используют во всем мире. Модель состоит на вооружении у 12 стран, в том числе и в ООН, участвовала в войне в Афганистане, Чечне, Карабахе. Летательный аппарат использовался при ликвидации последствий Челябинской АЭС. Машина развивает максимальную скорость 295 км/ч и может подняться на 4,6 км в высоту.
В 1975 и 1978 годах на Ми-26 было установлено несколько мировых рекордов скорости среди вертолетов. Максимального предела добился экипаж Г. Карапетяна — 368,4 км/ч. Для сравнения, сейчас самый быстрый из действующих пассажирских самолетов Airbus A380 разгоняется до 1020 км/ч. А сверхзвуковой российский Миг-31 может достичь скорости 3000 км/ч.
Размер
По своим габаритам Ми-26 — не самый крупный среди остальных моделей рейтинга, тем не менее его параметры достаточно внушительные. Тяжелый транспортный вертолет длиннее рекордсмена по величине среди самолетов Boeing-737, а его высота сопоставима с трехэтажным зданием. Чтобы заправить такую машину, требуется 12 000 кубов топлива.
- Длина — 40 м
- Высота — 8,1 м
- Диаметр несущего винта — 32 м
- Вес — 28,2 т
- Максимальная взлетная масса — 56 т
Винты Ми-26 покрывают пространство общей площадью 800 метров.
Грузоподъемность
Грузоподъемность модели — 20 тонн. Эту массу вертолет может перевозить как в грузовой кабине, так и на внешней подвеске. Взлетный вес тяжеловоза Ми-26 достигает 56 тонн. По объему тяжелая машина вмещает до 110 кубических метров груза.
Внутри воздушного судна можно разместить пять членов экипажа и 82 вооруженных десантника. В санитарной модификации вместимость рассчитана на 60 человек на носилках. В качестве транспортника Ми-26 перевозит практически любую поклажу: от оборудования и грузового транспорта до самолетов.
В 1999 году на вертолете перемещали грунт из Сибири с вмерзшей в него тушей мамонта.
Фото
Военизированный Ми-26 выглядит так:
![1280px-Mi-26_(4).jpg 1280px-Mi-26_(4).jpg](/upload/medialibrary/8c3/tkn3jo3rssed090jxs29361hrv1ykzjq/1280px_Mi_26_4_.jpg)
На этой фотографии можно оценить размеры Ми-26 в сравнении с Boeing-737:
![12da050dd3a77d9004e41d49e590b4f0.jpg 12da050dd3a77d9004e41d49e590b4f0.jpg](/upload/medialibrary/417/pzbxfb5h5cg46glpdrjg200x99bfk8lt/12da050dd3a77d9004e41d49e590b4f0.jpg)
Ми-26 во время миссии над Чернобыльской АЭС:
![1557858647_76236857.jpg 1557858647_76236857.jpg](/upload/medialibrary/8cd/9nia5z5p2t9qbg9gbrsikmlynjsb94ac/1557858647_76236857.jpg)
Вертолет используют в миротворческих миссиях службы ООН:
![13698.jpg 13698.jpg](/upload/medialibrary/2b7/md752zifguaarzb0hrakvf0ye8w9qm8k/13698.jpg)
Периодически Ми-26 приходится перевозить даже самолеты:
![fc735c8528600a3b4cd57600429fa57e.jpg fc735c8528600a3b4cd57600429fa57e.jpg](/upload/medialibrary/12f/3hhk308tewg3y1p2i77876r5pfz6l38u/fc735c8528600a3b4cd57600429fa57e.jpg)
А так на воздушном судне транспортировали 20-тонного мамонта:
![facts-about-russias-giant9.jpg facts-about-russias-giant9.jpg](/upload/medialibrary/a43/f97uw0ujs150a960ms7hzd1p50th4xnn/facts_about_russias_giant9.jpg)
ТОП самых больших вертолетов в мире
Большинство самых крупных и мощных вертолетов построено для транспортировки гражданских грузов. Но известны пассажирские и боевые машины-рекордсмены. Последних достаточно успешно применяли для нужд армии. Из-за излишней громоздкости часть моделей так и осталась на стадии проекта, не выйдя в серию.
Транспортно-грузовые
Ми-10
![Vzlet_Mil_Mi-10K.jpg Vzlet_Mil_Mi-10K.jpg](/upload/medialibrary/598/01rqi9weggdlym3dlzrgu9wrmvvio30n/Vzlet_Mil_Mi_10K.jpg)
Ми-10 («летающий кран») — российский вертолет, который создали для перевозки специализированных контейнеров в 1960 году. Разработкой занималось ОКБ Миля. Инженеры бюро модифицировали транспортник Ми-6, убрав вместительную грузовую кабину и фюзеляж. Вместо нее Ми-10 оснастили шасси с 4 опорами, на которое можно было крепить платформу с негабаритным грузом. Версия Ми-10К («Кран») была модифицирована под сложные строительно-монтажные работы.
- Длина — 41,89 м, высота — 9,9 м
- Грузоподъемность — 15 тонн
- Вес без груза — 27,1 тонна
- Диаметр несущего винта — 35 м
- Максимальная скорость — 235 км/ч
Sikorsky CH-54 Tarhe
![CH54B_and_M551_Sheridan.jpg CH54B_and_M551_Sheridan.jpg](/upload/medialibrary/ab5/mbtkkfwz8l749ztklws0el0qzmk7qier/CH54B_and_M551_Sheridan.jpg)
Sikorsky CH-54 Tarhe — американский грузовой вертолет, разработанный на основе геликоптера S-60. За время серийного производства было выпущено 105 штук. Модель CH-54 использовалась американской армией, большей частью во Вьетнаме, с 1962 по 90-е годы. После войны некоторые экземпляры переделали под гражданские нужды. Воздушные судна использовали для транспортировки леса и тушения пожаров.
- Длина — 26,97 м, высота — 7,75 м
- Максимальная грузоподъемность — 10 т
- Полная взлетная масса — 21,3 т
- Вес пустого вертолета — 8,98 т
- Диаметр несущего винта — 21,95 м
- Максимальная скорость — 240 км/ч
Hughes XH-17
![ScanXH17.jpg ScanXH17.jpg](/upload/medialibrary/3c2/xn3ae06nlnwj51037o2yz09enxzqpgw5/ScanXH17.jpg)
Менее удачный «летающий кран» разработала фирма Hughes Aircraft из США в 1952 г. Hughes XH-17 был изготовлен для строительных и монтажных работ, а также перевозку крупногабаритных контейнеров. Вертолет оказался крайне неэкономичным по степени расхода топлива и так и не вышел в серию. Несмотря на это, модель является абсолютным рекордсменом по самому большому диаметру несущего винта - 39,62 метра.
- Длина — 16,25 м, высота — 9,17 м
- Вес без груза — 12,9 т
- Грузоподъемность — 4,66 т
- Максимальная скорость — 140 км/ч
AgustaWestland AW101
![AW101-hero-banner-0319_finale (1).jpg AW101-hero-banner-0319_finale (1).jpg](/upload/medialibrary/e2b/yxc3rthtj5lvfed987gl9e6k91l927am/AW101_hero_banner_0319_finale-_1_.jpg)
Еще один тяжелый транспортный вертолет — родом из Европы. Модель AgustaWestland AW101 весит 10,5 т и может перевозить грузы массой до 5 тонн в кабине или 5,4 тонны на подвеске снаружи. Первый полет машины состоялся еще в 1981 году, но из-за проблем с финансированием и опытными прототипами в серию модель вышла только в 1999 г. В основном шла на экспорт. Имеет боевую, транспортную, спасательную и гражданскую версии.
Предельная скорость вертолета — 310 км/ч, длина — 19,53 м, высота — 6,62 м. Кабина вмещает до 45 человек и 3 членов экипажа.
Военные
Боевые машины не только перевозят десантников, но и сами активно участвуют в боевых действиях. Такие вертолеты покрыты броней, оснащены специальным оборудованием и вооружены. Военные аппараты чуть легче транспортных, быстрее и маневреннее.
Ми-24
![Mil_Mi-24D_(centered).jpg Mil_Mi-24D_(centered).jpg](/upload/medialibrary/b4b/7agn3aq04ctfol4gb5p06dkut1qztxdv/Mil_Mi_24D_centered_.jpg)
Яркий пример такой техники — российская модель Ми-24 «Крокодил» или «Лань» по обозначению в НАТО. Разработанный в 1971 году, летательный аппарат стал первым военным вертолетом в СССР. За 50 лет производства модель пережила свыше 35 модификаций и стала самой распространенной в мире.
- Длина версии Ми-24ПН — 17,5 м, высота — 3,9 м
- Диаметр ведущего винта — 17,3 м
- Масса пустого судна — 8,57 т
- Максимальный взлетный вес — 11,8 т
- Вмещает 3 членов экипажа и до 8 солдат
- Максимальный вес груза в кабине — 2,4 т, на внешней подвеске — 2 т
- Развивает скорость до 320 км/ч
AH-64 Apache
![AH-64D_Apache_Longbow.jpg AH-64D_Apache_Longbow.jpg](/upload/medialibrary/e1b/9rya894d4bv4adp5i4klhne03efcird0/AH_64D_Apache_Longbow.jpg)
В 2021 году первое место по массовому выпуску боевых вертолетов занял американский AH-64 Apache. Это основная ударная модель ВВС США. На вооружение вертолет поступил в 1985 году. С 1997 г. производством и доработкой версий занимается компания Boeing. Все модификации оснащены мощным вооружением и системами резервного дублирования работы.
- Длина — 17,76 м, высота — от 3,84 до 4,95 м в зависимости от версии
- Диаметр главного винта — 14,63 м
- Пустой вес — 5165 кг
- Максимальная скорость — 265, 293 или 300 км/ч
- Максимальная взлетная масса — 10,4 т
- Экипаж — 2 человека
Bell AH-1
![AH-1_Cobra.jpg AH-1_Cobra.jpg](/upload/medialibrary/392/au28ktxehbyj0u6jdn53e9pthvplhf92/AH_1_Cobra.jpg)
Самый быстрый из больших ударных вертолетов — Bell AH-1 Super Cobra. Создан для нужд американской морской пехоты. Создан в 1969 году компаний Bell Helicopter. Используется в армии США, Турции и Китая. На борту есть место для двух членов экипажа: пилота и стрелка.
- Длина — 17,68 м, высота — 4,44 м
- Диаметр несущего винта — 14,63 м
- Вес вертолета без оснащения — 4,95 т
- Максимальная скорость — 352 км/ч
- Предел допустимой взлетной массы — 6,69 т
Для создания вертолета Bell Helicopter модифицировали модель AH-1 Cobra, которая не подходила для боевых задач из-за высокого уровня шума.
Пассажирские
Sikorsky CH-53E
![ch53e-4.jpg ch53e-4.jpg](/upload/medialibrary/40b/vte944xqf19zde7rnxdcqbcky2hxmygd/ch53e_4.jpg)
Транспортник Sikorsky CH-53E считается одним из самых тяжелых воздушных судов в мире. Вес пустого вертолета составляет 10,717 т. Его выпускала американская компания Sikorsky Aero Engineering Corporation. Впервые летательный аппарат поднялся в воздух 15 октября 1964 года. Серийное производство началось в 1966 году и завершилось в 2012 г. За это время были выпущены 522 единицы CH-53E.
- Использовался для перевозки техники, материалов и морской пехоты
- Габариты: длина — 26,88 м, высота — 5,22 м
- Максимальная скорость — 307 км/ч
- Вмещает 38 человек или 24 носилки с ранеными солдатами в санитарной модификации
- Диаметр несущего винта — 22 м
- Грузоподъемность кабины — 5,78 т. На внешней подвеске вертолет поднимает до 16 тонн
Boeing MH-47E
![1280px-Chinook.ch-47d.d-101.rnethaf.arp.jpg 1280px-Chinook.ch-47d.d-101.rnethaf.arp.jpg](/upload/medialibrary/b0d/f59oz428x5wq1soy7srg2szkt2na1tmf/1280px_Chinook.ch_47d.d_101.rnethaf.arp.jpg)
Boeing MH-47E Chinook — самый известный военно-транспортный вертолет США. Серийная версия появилась в 1961 году и активно используется по настоящее время. Во время боевых действий во Вьетнаме перевозил солдат, распылял аэрозоли и создавал дымовые завесы. На вооружение модель состоит у 22 стран в мире.
- Длина / высота — 15,87 и 5,59 м
- Вмещает 55 пассажиров и до 3 членов экипажа
- Два несущих винта имеют диаметр 18,29 м каждый
- Масса в пустом состоянии — 12,2 т
- Максимальная скорость — 285 км/ч
- Максимальный вес груза — 10,88 т
SA.321 Super-Frelon
![SA321_Super_Frélon_(cropped).jpg SA321_Super_Frélon_(cropped).jpg](/upload/medialibrary/6dd/ljb607mepraw1sq70tgtkeay16cnhy9y/SA321_Super_Fre_lon_cropped_.jpg)
Изначально задуманный как боевая модель, французский тяжеловес Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon ("сверх шершень") впоследствии получил транспортно-десантную и пассажирскую версии.
Super-Frelon выпускали в сухопутной и амфибийной модификациях. Пассажирская версия SA.321 J поставлялась в Китай. С вооружения Франции последние модели сняли в 2010 году.
- Длина — 23 м, высота — 6,66 м
- Грузоподъемность — 5 тонн
- Вмещает до 30 солдат в экипировке или 15 раненых на носилках
- Диаметр несущего винта — 18,9 м
- Потолок — 3150 м
- Максимальная скорость — 250 км/ч
- Вес пустого — 6,7 т
Самые большие вертолеты в России
Ми-6
![Mil_Mi-6,_54RED,_Russian_Air_Force.jpg Mil_Mi-6,_54RED,_Russian_Air_Force.jpg](/upload/medialibrary/c09/6462lf8c8pu1zhhwquh0x1acrjof3uzg/Mil_Mi_6_54RED_Russian_Air_Force.jpg)
Самый первый отечественный тяжеловес Ми-6 впервые поднялся в небо в 1957 году. Серийное производство модели продолжалось с 1959 по 1980 годы. За это время транспортник побил 16 мировых рекордов, и не только по грузоподъемности. Несмотря на массивный вес, в 1961 году модель получила статус самого быстрого вертолета в мире.
Всего с конвейера сошло 926 единиц многоцелевого транспортного аппарата. Воздушное судно не было рассчитано на перевозку пассажиров, зато могло транспортировать до 12 тонн груза. Именно на базе МИ-6 позднее создали строительно-монтажного гиганта Ми-10.
- Длина — 33.16 м, высота — 9,86 м
- Диаметр несущего винта — 35 м
- Максимальная скорость — 340 км/ч
Ми-12
![ozzrq4c1p3mwndpunjqngupjjo6u7aby.jpg ozzrq4c1p3mwndpunjqngupjjo6u7aby.jpg](/upload/medialibrary/2a9/bedh2utrs9stnrel7s131bk3e68s3uam/ozzrq4c1p3mwndpunjqngupjjo6u7aby.jpg)
Абсолютным рекордсменом по габаритом среди вертолетов остается советский гигант В-12 (Ми-12). Его разработали в 1968 году специально для перевозки баллистических ракет, но в серию вертолет так и не пошел. Инженеры успели выпустить только два опытных экземпляра и проект закрыли. Тем не менее ни одна страна в мире до сих пор не смогла создать вертолет массивнее Ми-12.
- Длина — 37 м, высота — 12,5 м
- Масса пустого аппарата — 69,1 т
- Диаметр двух несущих винтов — по 35 м каждый
- Абсолютный рекорд грузоподъемности — 44,3 т
- Вмещал до 6 человек экипажа и 196 солдат или 220 гражданских
- Максимальная скорость — 260 км/ч
![cd7kcc4a8ijvxhw9jhqtgvkmhoh8cp6g.png cd7kcc4a8ijvxhw9jhqtgvkmhoh8cp6g.png](/upload/medialibrary/c93/sazpqhljyyp4b86o3v6tu37rucag726s/cd7kcc4a8ijvxhw9jhqtgvkmhoh8cp6g.png)
Вертолеты отлично решают проблему доставки крупногабаритных материалов в труднодоступные регионы и места боевых действий или ЧС. Поэтому разработки мощных аппаратов с высокой грузоподъемностью продолжается до сих пор. Во многих странах сейчас работают над созданием беспилотных вертолетов, в которых могут поднять больше груза и долго держаться в воздухе даже в неблагоприятных условиях.