Bombardier Global 5000: "убийца" G450 | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Bombardier Global 5000: "убийца" G450

Исключительные дальность полета, скорость и комфортабельность салона — вот основные причины, по которым операторы бизнес-джетов решаются на покупку самолетов Bombardier Global 5000 после эксплуатации небольших бизнес-джетов, более медленных и обладающих сравнительно малой дальностью полета. Он просто соответствует всем требованиям. 

Пассажиры получают один из самых просторных салонов в своем классе наряду с уровнем шума в 53 дБ, самой низкой барометрической высотой в кабине и комфортным поведением самолета в условиях турбулентности благодаря гибкой конструкции крыла. Взлетные характеристики, автоторможение и автоматизированные системы также являются приоритетными особенностями самолетов Global 5000 для операторов бизнес-джетов. Надежность вылета остается практически непревзойденной, а уровень технической поддержки, как отмечают операторы, значительно возрос. 

"Bombardier решил сконструировать убийцу G450", — говорит Брент Дальфорс, бывший директор по продажам в США подразделения Bombardier Business Aircraft, в настоящее время — партнер авиационного брокера Bloomer deVere Dahlfors в Южной Калифорнии. В 2001 г. компания Bombardier осознала необходимость закрытия бреши в своем модельном ряду бизнес-джетов большой пассажировместимости между Challenger 604 с дальностью полета 7400 км и Global Express/XRS/6000 с дальностью полета 11100 км, чтобы на равных конкурировать с самолетами Gulfstream G450 и Dassault Falcon 900EX. Результатом стало появление самолета Global 5000 стоимостью 33,5 млн долл., который являлся укороченной версией Global Express, с сокращенным запасом топлива и сниженной взлетной массой, однако при этом длина салона сопоставима со старшими собратьями. 

Как говорит Дальфорс, такой подход обеспечил Bombardier низкий уровень технического риска и позволил нарастить объемы закупок у основных поставщиков комплектующих, общих для Global 5000 и Global Express, включая Mitsubishi Heavy Industries (крыло и центральная секция фюзеляжа), Rolls-Royce (силовые установки), Honeywell (авионика и ВСУ) и других. 

Несмотря на свой укороченный фюзеляж (на 81 см) самолеты Global 5000 строятся на той же линии, что и Global Express и Global 6000, на заводе Bombardier в Торонто, а это позволяет снизить затраты на их сборку. Такая экономия позволила Bombardier сократить стоимость Global 5000 на 10 млн долл. по сравнению с Global Express и сразу же вывести программу на прибыльность с начала поставок в 2005 г. Такая экономия также позволила самолетам Global 5000 сохранить все передовые конструктивные особенности Global Express, включая четыре генератора с приводом от силовых установок, твердотельные автоматические прерыватели, гидравлическую систему с тройным резервированием, двойную установку для кондиционирования воздуха, автоматизированные системы. 

Правда, сокращение длины фюзеляжа приводит к некоторым компромиссным решениям. Это потеря пространства под полом салона для размещения авионики рядом с кокпитом, поэтому Bombardier пошла по пути Gulfstream и разместила блоки авионики на потолке; шкаф с оборудованием расположен непосредственно за кокпитом. От зоны отдыха экипажа пришлось отказаться. Кухня была сокращена в размерах и поделена на левую и правую секции. В целом длина салона сократилась практически на 180 см, но при этом пассажирская зона потеряла только 25 см полезного пространства. 

Первоначально емкость топливных баков самолета составляла 16 208 кг, чего было достаточно для полета на расстояние 7 720 км с крейсерской скоростью 0,85М с резервом согласно правилам NBAA IFR. Однако операторы подчеркнули, что этого запаса топлива будет недостаточно для выполнения полета из Европы на западное побережье США и посадки с комфортным запасом топлива. Поэтому в 2007 г. Bombardier выпустила сервисный бюллетень 700-1A11-11-008, предусматривающий модернизацию заправочной системы стоимостью 1 млн долл., которая позволила увеличить емкость топливных баков на 1 380 кг, что привело к увеличению дальности полета на 805 км. 


Из-за высокой цены большинство операторов отказались от такой модернизации, но когда мировая экономика в 2008 г. рухнула, компания Bombardier стала предлагать новым покупателям бесплатную модернизацию в рамках сервисного бюллетеня, чтобы предо­твратить падение продаж, рассказывает Дальфорс. "К 2009 г. это обновление было выполнено на каждом самолете", — отмечает он. 

Когда десять лет назад Global 5000 был запущен в эксплуатацию, Dassault и Gulfstream уже оснащали кокпиты своих самолетов большими плоскими мониторами. Чтобы сохранить затраты на разработку укороченного Global 5000, компания Bombardier выбрала возрастную авионику Honeywell Primus 2000XP, которая состоит из шести CRT-дисплеев размером 20 х 18 см. В 2012 г. Bombardier наконец-то присоединилась к своим конкурентам и перешла на авионику с плоскими мониторами в рамках пакета обновлений Vision, в который входило оборудование Rockwell Collins Pro Line Fusion. Начиная с самолета с серийным номером 9435, бизнес-джеты Global 5000 оснащаются панелью приборов Vision, которая, как отмечают бывшие тест-пилоты Bombardier, находится на вершине рейтинга в своем сегменте.


Демография операторов и примеры использования

По данным AMSTAT на 2016 год, в мире эксплуатируется 188 самолетов Global 5000. Около половины воздушных судов из N-регистра базируются в США. Компании General Electric, Cisco Systems и GEO Group, а также FAA, Stryker, Cisneros Communications, Williams-Sonoma, Pepsi и American International Group являются корпоративными операторами этих бизнес-джетов в США. Многие другие самолеты находятся в частной собственности состоятельных лиц. Более двух дюжин этих частных лиц, наряду с некоторыми чартерными операторами, эксплуатируют самолеты, зарегистрированные на острове Мэн. Эти воздушные суда спрятаны за подставными организациями, чтобы скрыть имена их настоящих владельцев. Еще 16 самолетов зарегистрированы на Бермудских островах. 

Эксплуатанты ВС, включая NetJets U.S. и NetJets Europe с восемью самолетами, а также VistaJet с четырьмя воздушными судами в США и двумя в Европе, в основном работают с новыми моделями, отличающимися увеличенным запасом топлива и панелью приборов Vision. Компании Avcon в Вене и Qatar Executive в Дохе эксплуатируют по пять самолетов, в распоряжении Luftwaffe четыре самолета, а International Jet Management из Вены выполняет полеты на трех ВС. Этот самолет также популярен среди китайских бизнесменов — в частности, десять бизнес-джетов базируются в Гонконге, по одному — в Пекине и Тайбэе. Эти машины разбросаны и по всей Европе: шесть находятся в Швейцарии, по одному в Дании, Франции и Италии, а также в Люксембурге, Польше, России и Швеции (Saab Group). Примечательно, что только пять ВС базируются в Канаде, по два ВС вылетают из Ливии и Турции, а в Южной Америке нет ни одного Global 5000. 

Варианты использования вполне предсказуемы, учитывая исторические тренды. Налет бизнес-джетов чартерных операторов составляет 1000 и более часов в год. Налет корпоративных самолетов варьируется от 450 до 600 часов в год. Самолеты частных лиц проводят в воздухе от 200 до 300 часов в год. Для оригинальной модели с топливными баками вместимостью 16 208 кг дальность полета, заявленная Bombardier, составляла 8 997 км с крейсерской скоростью 0,82M. Для моделей, доработанных по сервисному бюллетеню 700-1A11-11-008, дальность полета составляет от 10 000 до 10 180 км в зависимости от коммерческой загрузки. По заявлениям операторов, самолеты со стандартным баком могут находиться в воздухе до 9,5 ч, что равносильно дальности полета 8 520 км. Модели с топливными баками увеличенной емкости могут находиться в воздухе до 10,5 ч, то есть дальность полета возрастает до 9 260 км. 


Существуют три основных причины различий между дальностью полета, заявленной Bombardier, и теми цифрами, которые приводят операторы. Во-первых, ни один из операторов не фиксирует такого же низкого эксплуатационного веса, как заявляет Bombardier. Средняя эксплуатационная масса бизнес-джетов составляет 23 360 кг против 23 055–23 070 кг, заявленных в спецификации. Во-вторых, большинство операторов увеличивают крейсерскую скорость с 0,82М до 0,85М в целях экономии времени. И в-третьих, операторы заинтересованы в сохранении большого резерва топлива, поскольку самолет может столкнуться с задержками в аэропорту прибытия, изменениями маршрута полета или отказом в посадке. 

Однако для большинства операторов характеристики максимальной дальности полета не представляют особых проблем. В среднем их самолеты находятся в воздухе от 2 до 2,5 ч. Лишь несколько организаций летают на большие расстояния. Например, один из пилотов NetJets сказал, что средняя дальность полета на его рейсах составляет от 3 890 до 6 300 км. Ему приходилось выполнять беспосадочный перелет из Тель-Авива в Нью-Йорк, но это был исключительный рейс. 


Варианты компоновок салона

Большинство самолетов имеют стандартную компоновку салона Preferred. Перед входной дверью расположен шкаф с авионикой и оборудованием за креслом второго пилота, передний туалет по правому борту с окном и вакуумным санузлом и раздельная кухня с левой и правой стороны. Перед входной дверью с левой стороны расположен отсек для хранения плотной акустической шторы, которой накрывают дверь во время полета, а также шкаф для верхней одежды экипажа, розетки и места для хранения прочих принадлежностей. Главный пассажирский салон длиной 82,6 м разделен на три секции, включая переднюю секцию с четырьмя креслами, конференц-группу по левому борту и тумбу с правой стороны в середине салона, кормовую часть с двумя креслами, обращенными друг к другу, по левому и правому борту, и трехместный диван. Некоторые самолеты оснащаются тремя индивидуальными креслами в средней части салона и/или трехместным 80-дюймовым диваном в кормовой части. 


Сплошная перегородка отделяет кормовую секцию от средней части салона. Самолеты серии Signature в компании NetJets оснащены туалетом для экипажа, расположенным за креслом второго пилота, одним креслом для отдыха и компактной кухней по левому борту в передней части самолета. В пассажирском салоне расположена клубная секция с четырьмя креслами, четырехместная конференц-группа и тумба в средней части салона. 

Со всей экипировкой и тремя членами экипажа вес этих самолетов составляет 23 500–23 590 кг. Но даже при такой массе бизнес-джет по-прежнему может взять на борт до восьми человек, с полным запасом топлива. Практически все самолеты Global 5000 оборудованы туалетом в хвостовой части с двумя окнами по левому борту, вакуумным санузлом и отсеком для хранения различных принадлежностей с левой стороны. Доступ пассажиров к хвостовому багажному отсеку осуществляется через заднюю дверь в хвостовом туалете.



Лучшие черты

В списке излюбленных особенностей операторов непревзойденные взлетно-посадочные характеристики самолетов Global 5000 опережают комфортабельность салона. В сравнении с бизнес-джетами Falcon 900LX и Gulfstream G450 самолет Bombardier на самом деле обладает более низкими скоростями взлета и посадки; кроме того, ему необходима более короткая ВПП при перелетах сопоставимой дальности. 

Например, при дальности полета 1 850 км для взлета самолету понадобится 823 м и 670 м для посадки. Потребная дистанция взлета при полете на 5 560 км составляет 1 160 м в стандартных условиях. По словам операторов, на относительно коротких маршрутах самолет поднимается на крейсерскую высоту FL430–450, при дальних перелетах высота полета составляет FL410–430. В обычные дни при крейсерской скорости 0,85 М, что эквивалентно 903 км/ч, операторы планируют расход топлива в первый час полета 2 267 кг, во второй час — 1 814 кг и по 1 360 кг на каждый дополнительный час для ближне- и среднемагистральных перелетов. При полетах на дальних маршрутах расход топлива к концу рейса падает до 998–1 133 кг/ч. 

Пилоты, летающие на возрастных самолетах, оснащенных авионикой Honeywell Primus 2000XP, говорят, что эти системы достаточно надежны, несмотря на их возраст. Своей приборной панели они ставят хорошие оценки, но не отличные. Для сравнения: пилоты, которые летают на самолетах с панелью приборов Rockwell Collins Vision, ставят своим комплектам авионики наивысшие отметки. Но некоторые пилоты, перешедшие с авионики Primus 2000XP на Vision, отмечают сложности с адаптацией к сенсорному графическому интерфейсу с большим количеством вкладок в меню. Некоторые пилоты похвалили самолет за мощное тормозное усилие, обеспечиваемое долговечными карбоновыми тормозными дисками. 

Обслуживающий персонал отмечает, что комплект пневматиков рассчитан на 200–215 посадок, при этом карбоновые тормозные диски не показывают никаких признаков износа на протяжении долгих лет эксплуатации. Пилоты также ценят плавное замедление самолета после посадки, обеспечиваемое системой автоматического торможения. Эта функция наряду со скоростью захода на посадку от 198 до 213 км/ч снимает напряжение во время посадки на короткие ВПП. 

Практически все операторы хвалят самолет за плавность полета, впечатляюще низкий уровень шума и вместительный салон. Его общий объем, не считая кабины пилотов, составляет 57,8 м3. Обладая самым просторным салоном в своем классе, самолеты Global 5000 оснащаются креслами шириной 51 см в клубной секции и креслами шириной 46 см в конференц-секции. Салон хорошо освещается 10 иллюминаторами с каждой стороны кабины. Более поздние модели оснащаются 14 иллюминаторами по правому борту, включая окошки в носовом и кормовом туалетах. 


По правому борту находится одинарный аварийный выход Type II, в средней части салона. Техническая и послепродажная поддержка компании Bombardier в целом получает положительные отзывы от операторов. Конечно, пока уровень поддержки Bombardier не дотягивает до того, что предоставляется компаниями Embraer и Gulfstream, но операторы говорят, что длительные задержки с поставками запчастей возникают нечасто. "Семь лет назад я бы оценил поддержку на тройку или даже двойку, поскольку мы страдали из-за нее. Из-за этого наше руководство не доверяло этому самолету, — говорит один из пилотов компании из списка Fortune 100. — Но теперь уровень поддержки значительно вырос". 


Выявленные минусы

На вершине списка самых неприятных особенностей самолета находится откидное кресло в кабине пилотов. Операторы говорят, что у этого кресла нелепая конструкция, из-за которой его трудно опустить, развернуть и зафиксировать в нужном положении. Вдобавок ко всему возникают трудности с его уборкой на место. Более новые модели оснащены улучшенными откидными креслами, однако, как говорят операторы, есть еще большие возможности для дальнейших улучшений. 

Следующей неудачной особенностью бизнес-джета является длительность процедуры подготовки к полету из-за необходимости проведения около двух дюжин встроенных компьютерных тестов. "Похоже на то, как будто вы пытаетесь разбудить ворчливого старика", — говорит пилот одного из долевых операторов, который летал на самолетах Global 5000 и 6000 с последними серийными номерами. Он говорит, что сначала включается питание от аккумуляторов, потом нужно подождать от 3 до 5 мин для прохождения всех встроенных проверок электрической системы постоянного тока. Потом он запускает ВСУ и ждет еще от 5 до 10 мин для прохождения проверок электросистемы переменного тока. В конце всего этого бортпроводник включает систему управления энергоснабжением пассажирского салона (CMS) и ждет 5–10 мин, пока не закончатся все встроенные проверки системы CMS. Торопиться с этим не стоит, потому что в этом случае придется отключить энергоснабжение и повторить всю процедуру запуска снова. 

Другой корпоративный пилот сказал, что необходимо огромное терпение, чтобы дождаться окончания всех встроенных проверок, — на них уходит гораздо больше времени, чем в Gulfstream IV, которые также эксплуатируются в парке этой компании. Как отмечают операторы, во время перелетов длительностью от 9,5 до 10,5 ч необходимо отдельное кресло для отдыха членов экипажа или спальное место для бортпроводника. Откидное кресло не подходит, поскольку оно обращено вперед по направлению движения и у бортпроводника могут возникнуть трудности с покиданием кокпита в случае необходимости оказания экстренной помощи пассажирам при возникновении непредвиденных проблем, таких как экстренная эвакуация на ВПП. Это одна из главных причин, по которой компания NetJets выделила в тамбуре отдельное кресло для отдыха третьего члена экипажа. 


Пилоты также отмечают трудности, связанные с величиной размаха крыла (28,6 м) и его угла стреловидности (35°). Во время посадки не рекомендуется корректировать положение самолета (вверх/вниз) рулем направления для коррекции бокового сноса из-за риска касания законцовками крыла поверхности земли или ВПП. В условиях бокового ветра лучше всего сажать Global 5000 с креном, произвести коррекцию после касания ВПП и выровнять нос воздушного судна по осевой линии ВПП. Во время бокового сноса важно контролировать коррекцию по крену, чтобы удерживать самолет вдоль осевой линии. 

При маневрировании в небольших аэропортах общего назначения с узкими рулежками и компактными стоянками необходимо помнить о размерах колесной базы воздушного судна, а также о размерах крыла. Пилоты говорят, что удержать шасси на рулежной дорожке и не задеть что-нибудь крылом — не так-то просто. Радиус поворота самолета от основной стойки шасси до внешней законцовки крыла составляет 19,5 м. 

Некоторые представители обслуживающего персонала отмечают, что программа Smart Parts компании Bombardier нуждается в улучшениях. Они жалуются, что иногда комплектующие, возвращающиеся после ремонта, имеют более длительный срок службы и более высокий налет по сравнению с исходными деталями, снятыми с их самолета. Кроме того, некоторые неисправные комплектующие, отправленные на ремонт в Bombardier, могут вернуться в эксплуатацию с пометкой в ремонтной документации "Никаких отказов не обнаружено". 

Несколько операторов также сетовали на низкий срок службы элементов интерьера воздушного судна, таких как защелки, петли и направляющие для ящиков. Еще они отметили, что основной электрический насос третьей гидравлической системы подвержен износу и что у них возникали проблемы с клапанами системы отбора воздуха наряду с ошибками компьютера системы управления отбором воздуха.



Подводя итоги

В целом операторы бизнес-джетов Global 5000 довольны своими самолетами и готовы сохранить лояльность по отношению к лайнерам Bombardier данного класса. Более высокая топливная эффективность, предлагаемая самолетами Dassault Falcon 5X и Gulfstream G500/G600, не является достаточным мотивирующим фактором, чтобы отказаться от марки Bombardier. Операторы также отмечают, что самолеты Falcon 5X обладают меньшей дальностью полета на крейсерской скорости 0,85М по сравнению с Global 5000, а салон бизнес-джета G500 меньше в поперечном сечении. 

Некоторые операторы, эксплуатирующие самолеты Global 5000 первого поколения, планируют обновление на последние модели, обладающие более высокой дальностью полета, панелью приборов Vision, индикатором на лобовом стекле, улучшенной системой управления салоном, обновленной системой бортовой связи Gogo Biz и системой спутникового доступа в Интернет. Однако несколько операторов самолетов Global 5000 поздней модификации говорят, что в качестве замены они предпочли бы другие модели. Некоторые из них оценивают более высокую дальность полета и комфортные условия для экипажа модели Global 6000, но большинство продолжают следить за разработкой модели Global 7000 с надеждой на заявленную производителем дальность полета этой модели, которая должна составить 13 500 км при крейсерской скорости 0,85М, с улучшенной топливной эффективностью. 

С моделью Global 5000 компания Bombardier, судя по всему, достигла окончательного баланса в категории бизнес-джетов с дальностью полета 9 260 км. Эти машины, оснащенные таким же крылом и такими же двигателями (с тягой 6690 кгс), как Global Express/XRS/6000, но с меньшей на 3 175 кг массой, предлагают отличные взлетно-посадочные характеристики, оптимальное время набора высоты и топливную эффективность. Недостатком является меньший запас топлива, что ограничивает максимальную дальность полета. Однако стоимость модели Global 5000 на 12 млн долл. ниже, чем у Global 6000. Пока что это самое дорогое предложение в своем классе, но при этом данный бизнес-джет является серьезным конкурентом благодаря превосходным взлетно-посадочным характеристикам и высокой надежности, а также высокой скорости и дальности полета. Мало какие современные модели могут похвастаться такими высокими результатами.


Автор: Фред ДЖОРДЖ
Источник: ATO.ru 
Читайте также
Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Гигантские черепахи на Сейшелах и подводный винный погреб на Мальдивах: как выглядит идеальный майский отдых у океана

Уникальные природные локации, продуманный до мелочей дизайн, расслабляющие спа-процедуры, изысканные...

Путешествие в нерассказанное: открываем заново Ближний Восток и Африку

От классики до эклектики, от старинных базаров среди небоскребов до фешенебельных курортов посреди п...

Итальянцы в России: воспоминания об итальянском детстве и русские сказки с итальянским акцентом

Если очень хочется в Италию, но дела пока не отпускают, гастрономические обозреватели jets.ru Мила и...

Артем Естафьев: «Я человек концепции. Моя задача – транслировать мой внутренний мир и творчество через еду»

Гастрономические обозреватели jets.ru Мила и Ольга Трещёвы пообщались с Артемом Естафьевым – шеф-пов...

Роскошная Греция от Sani Resort и The Greeks

Один из лучших в мире семейных курортов Sani Resort, расположенный в Греции, и греческий ресторан Ан...

Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Истории из жизни страховой компании

В 2008 году компания «Ингосстрах» начала выстравивать особый уровень сервиса и комфорта для премиаль...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти