Главная Путешествия и лайфстайл Лайфстайл Винтаж - искусство для избранных

Винтаж - искусство для избранных

Мы часто слышим это новомодное и красивое слово — «винтаж», предлагаемое как описание предметов одежды, интерьера, искусства и даже алкоголя. Но что же все-таки оно означает?

Автор: Виктория Шамис, владелица бутика винтажной одежды Victoria’s Vintage; иллюстрация Эльвира Насибуллина

Этот термин пришел к нам из виноделия. Винтажной называлась та бутылка вина, которая была самой успешной в году. В модной индустрии винтажной считается именно та уникальная вещь, которая оказалась самой успешной или частью редкой коллекции определенного года или сезона. Платья Кристиана Диора из Африканской коллекции 1970 года относят к винтажным, так как они не характерны для кутюрье. Самые яркие и рефлекторные творения домов моды и являются винтажом. Безусловно, существуют временные рамки, и винтажными принято называть вещи, созданные не ранее 1920-го и не позднее 1980 года, — на это есть причины, ведь именно в тот период произошли величайшие революции в мире моды.

В 1920-е годы первые попытки изменить моду предпринял Поль Пуаре, создававший пестрые наряды-кимоно. Потом мир моды покорила Коко Шанель, затмившая своими «неброскими» нарядами месье Пуаре. Как-то на званом ужине Пуаре решил поднять на смех черное платье Шанель и поинтересовался, по кому Шанель устроила траур. Та, недолго думая, ответила: «По вам, месье Пуаре! По вам!» Мадемуазель Шанель пропагандировала отказ от облачения женщин в вещи свободного стиля, именно она первой ввела в моду знаменитый garçonne look. Женские пухлые формы сменились худощавым мужеподобным луком. Габриель сама — воплощение иконы стиля во Франции того времени — дама с сигаретой, короткой стрижкой, красными губами и ногтями. Этот образ остается стилем жизни многих женщин.

Вслед за Шанель в моде 1920-х годов появились и другие, теперь не менее значимые для мира моды имена, в их числе — Мадам Гре с ее плиссировками и платьями, напоминающими античные скульптуры.

Дальше на смену грациозным женским образам приходит Великая депрессия, но и в то тяжелое время женщины отнюдь не меньше воспевают кутюр. Появляются Эльза Скиапарелли с ее удивительным умением скрещивать спортивный стиль и искусство кутюра и, безусловно, Жан Пату, первым придумавший лейбл с заглавными буквами J. P.

Перемены 1920-х было сложно уже чем-то затмить, но война ввела в глубокую депрессию страны и их жителей, а с ними — и модную индустрию. Однако талант и амбициозность знаменитого кутюрье Кристиана Диора породили новое и абсолютно актуальное направление — New Look. Его пристальное и детальное внимание к женскому силуэту было абсолютной противоположностью стилю Шанель. Акцент на талии и пышная юбка надолго стали олицетворением женственности. В это же время Пьер Бальмен в отличие от Диора работает над более прямыми силуэтами. Тем не менее именно «нью луку» принадлежала основная популярность в следующем десятилетии. Сегодня очень сложно найти такие платья, тем более платья Диора 1950 года, которые являются раритетными винтажными экземплярами.


1960-е стали очередным прорывом для мира моды. В это время в Англии Мэри Куант и ее мини-юбка прекрасно влились в атмосферу свингующего Лондона. Свобода стиля и морали достигает своего пика. Популярная модель Твигги, икона субкультуры моды, полностью отражает устои общества.
1960-е, безусловно, запомнились и фильмом «Завтрак у Тиффани», вышедшим на экран в 1961 году. Для главной героини — ее сыграла Одри Хепберн — французский кутюрье Юбер де Живанши создает маленькое черное платье, уже успевшее покорить сердца многих женщин благодаря Шанель.

Тем временем Америка воспевает своего нового кумира — Оскара де ла Рента, который, проработав на один из старейших домов моды Lanvin в Париже, в 1965 году открывает свой собственный Дом моды и производит фурор среди американских модниц.

Каждая вещь кутюрье, будь то влиятельный Диор или знаменитая Шанель, создается на заказ либо в очень ограниченном количестве. Дизайнерская одежда стала популярной среди звезд и киноактрис как элемент обозначения статуса и принадлежности к высшему обществу. И самое главное, через одежду женщины научились выражать свою индивидуальность, что послужило основой появления великих женщин в качестве муз известных дизайнеров. Ив Сен-Лоран сделал своей музой Катрин Денев, а музой Живанши была Одри Хепберн. Знаменитая сумка Hermes «Келли» была названа в честь принцессы Монако Грейс Келли, а сумка «Биркин» этого же бренда — в честь Джейн Биркин, иконы стиля 1960-х и 1970-х годов.


Последнюю революцию тех лет в моде совершил Ив Сен-Лоран, который придумал prêt-a-porter как отдельную, самостоятельную линию одежды, тем самым демократизировав моду для большего количества людей. Сен-Лоран облачил женщину в мужской костюм Le Smoking, впервые представленный в рамках осенней коллекции 1965 года и получивший наибольшее распространение у женщин в 1970-е и 1980-е годы. Свою коллекцию готовой одежды Rive Gauche он создавал, вдохновляясь импрессионизмом, чем объясняются орнаменты на многих вещах в коллекциях 1980 года. В наши дни не так сложно найти экземпляры коллекций Rive Gauche, созданные самим Ивом Сен-Лораном, в связи с чем их цена не так велика в сравнении с кутюрными вещами от Сен-Лорана, но они все же считаются винтажными.

Естественно, после такого экскурса в декады моды XX века возникает вопрос: что же такое винтаж, и откуда он к нам пришел? Винтаж пришел в моду в 2000 году, когда Джулия Робертс вышла в платье Valentino на церемонии Оскар. Кейт Мосс стала носить винтаж на светские мероприятия, и многие другие модницы в Европе и Америке все чаще отдают ему предпочтение перед вещами из современных коллекций. Происходит это потому, что винтаж дает нам возможность быть ярче и значительно индивидуальнее, чем обычная одежда prêt-a-porter. Он становится единственным шансом стать ближе к настоящему, подлинному кутюру, ведь современная мода не предлагает такого качества, как винтажная. На мой взгляд, винтаж — термин, применимый исключительно к одежде и моде. Ко всему остальному подходит слово «ретро» (например, когда речь идет о пластинках или мебели).

Наибольшей коллекцией винтажа, конечно, обладает Франция, так как именно она насчитывает наибольшее количество знаменитых и оставивших след в мире моды кутюрье. Винтажная одежда — машина времени. Многие предпочитают именно такую, потому что она позволяет вернуться в те времена, которые вызывают самые теплые и яркие воспоминания.

Мода циклична, и очень часто в XXI веке мы видим коллекции, похожие на те, что уже были созданы в XX. Неспроста происходит возрождение таких домов, как Vionnet, Thierry Mugler или Biba. Однако прижизненные винтажные образцы работ этих дизайнеров никак не могут сравниться с вещами из новых коллекций. Зачастую мы видим копии экземпляров из архивов и попытки воспроизвести те, что уже были успешными.

Как правило, то, что сегодня называется «винтажом», в прошлом веке могли себе позволить только самые состоятельные и самые успешные женщины. К сожалению, существует огромное заблуждение, и люди не чувствуют разницу между секонд-хендом и винтажом. Винтаж — это все-таки искусство, а не каждая старая вещь любого бренда. Он, конечно же, бывает разным, и часто к нему относят все вещи, созданные великими дизайнерами XX века. Тем не менее настоящий винтаж — это дошедший до нас кутюр XX века.

Еще большее искусство — коллекционировать винтаж. Его можно сравнить с антиквариатом. Неспроста многие музеи мира собирают коллекции винтажной одежды и устраивают выставки, а многие светские дамы собирают такие коллекции у себя дома. В России общество еще пока не совсем понимает и ценит это явление, что связано в основном с политической ситуацией в стране в XX веке. Мы долгое время были закрыты от прекрасных перемен в модном мире Европы и еще не успели пресытиться современной модой. Ведь винтаж — не для всех, он только для избранных!

Возврат к списку


Сообщение принято

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

СРАВНИТЬ: 15 шт.