Что ждет деловую авиацию в 2025 году
Вне всяких сомнений последние геополитические события отразились на всех секторах экономики и имеют свои последствия. Жить во времена непредсказуемости завтрашнего дня – это волнительно. Тем не менее, в последнее время мы не замечаем сильных скачков на рынке частных самолетов, как это было во времена начала пандемии. Можно наблюдать стабилизацию спроса и предложения по большинству моделей и смелость предположить, что ситуация становится более благоприятной для покупателей, нежели продавцов.
Активность на рынке США, как и количество самолетов, несомненно попрежнему доминирует над другими странами. Европейский рынок находится под пристальным вниманием и давлением экологических организаций, что может в конечном итоге привести к увеличению налоговых сборов на частные пассажирские перевозки. Тем временем по мере развития рынков Ближнего востока, Азии, Латинской Америки, Африки, спрос в этих регионах скорее всего будет увеличиваться.
Заказать и ждать новый самолет популярной модели по-прежнему долго, от года до двух лет. Пока что нет никаких предпосылок к тому, что производители сократят сроки ожидания поставок новых самолетов для своих клиентов, а значит нетерпеливые клиенты все еще сохранят большой интерес к подержанным моделям, количество предложений о продаже которых только растет. Это не может не радовать покупателей, однако продавцам такая ситуация не прибавляет оптимизма. Иными словами, мы видим и продолжим наблюдать «рынок покупателя», где солидное количество выставленных на продажу ресурсных бортов дает возможность как выбрать, так и сторговать желаемую цену. Например, насколько конкурентны Bombardier Global 5000 2015-2016 года с предстоящей десятилетней формой технического обслуживания, выставленные за 21-23 миллиона долларов, перед обилием Gulfstream G550 2012-2013 года с выполненной формой по аналогичной цене? Ответ напрашивается сам. Продавцам остается только идти на уступки, если они действительно заинтересованы в сделке.
Особенно тревожно наблюдать за ситуацией, складывающейся на рынке самолетов с серьезным «возрастом» более 20 лет, и тенденция для них не будет улучшаться. Все больше авиамашин появляется в рекламе, все дольше длится ожидание их продажи, соответственно и цены неумолимо падают вниз. Этому способствует как естественный страх покупать судно старого года выпуска и соответствующим налетом, так и нежелание проводить очень глубокую и долгую предпродажную инспекцию, для которой, несомненно, потребуются высококвалифицированные специалисты, а в последующем – и запчасти, трудности с поставкой которых также наблюдаются.
Что касается нашей компании Jet24OPS, то в 2025 году мы активно планируем развивать направление долевого владения, которое может показаться очень привлекательным для потенциальных покупателей.