Дмитрий Тимошенко, инженер вертолетов Leonardo AW139: "Позитивный настрой пилота — половина успеха" | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Дмитрий Тимошенко, инженер вертолетов Leonardo AW139: "Позитивный настрой пилота — половина успеха"

Летом 2020 года альянс компаний SKYPRO выступил спонсором соревнований по планерному спорту – вид активного отдыха и вид спорта, в котором пилоты летают без использования тяги на специализированных летательных аппаратах, называемых планёрами. Дмитрий Тимошенко – один из инженеров вертолетов Leonardo AW139 компании SKYPRO, который помимо основной работы возглавляет Федерацию Планерного спорта в России, рассказал о своём пути в мир авиации, но и о том, где можно научиться планерному спорту, попасть на соревнования и открыть для себя этот удивительный спорт.  

 

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, как вы пришли в профессию?

Окончил МАИ в 1988-м. Специальность — инженер-механик по вертолетостроению. Три года работал в ЦАГИ в 5-м отделении (вертолетном). Двигал науку, но недалеко — зарплата не давала надежд кормить семью каждый день досыта. Ушел в предпринимательство, каковым и занимался до 2003 года. В 2003-м по приглашению Димы Ракитского и Василия Обухова пришел работать техническим директором в компанию «Авиамаркет». Это в то время, когда владеть вертолетом было модно и бизнес быстро рос. За пару лет удалось выстроить систему ТО для владельцев со всей страны. И с тех пор техническое обслуживание вертолетов — мой основной хлеб. Robinson, Bell, Agusta, СH… Я, наверное, один из немногих российских эксплуатационников, который не имеет опыта работы с вертолетами отечественных типов.

Как давно вы увлекаетесь планерным спортом?

C 1983 года. Вот прям с первого курса института. Хотел стать настоящим летчиком, но старания не хватило. Лениво отодвинул мечту летать на полеты в аэроклубе. И неожиданно вместо пилотажного самолета попал в планер. И всё сложилось. Уже к началу инженерной карьеры в ЦАГИ был мастером спорта с налетом что-то около 800 часов. Сегодня имею более 7000, но мастерство в планерном спорте давно не измеряется в количестве часов над планетой. Основное — как твои полеты учитываются в мировом рейтинге. Довольно долго удается удерживаться в сотне лучших на планете.

Что для вас авиация?

Это вопрос, на который можно и одним словом ответить - все! - и пухлым трехтомником. Прекрасное дело для тех, кого когда-то хоть раз в детстве взволновал инверсионный след в высоком небе! И романтика тебе и профессия. А вообще-то таинство возникновения подъемной силы все объясняет. Вы бы слышали, какие споры в академической среде имели место быть вокруг слова «циркуляция». А всё, что загадочно — желанно!

Где в России можно научиться планерному спорту и с какого возраста можно начинать обучение?

Планерный спорт не очень, мягко говоря, популярен. На всю страну от силы 750-1000 человек регулярно летающих. Основные центры, где можно начать — Новосибирск, Воронеж, Орел, Москва. Начинать можно с 16 лет. Но выпустить самостоятельно вас смогут не раньше 18. Есть еще юношеские планерные школы, где на специальном планере летать можно начать с 14. И мы работаем над тем, чтобы когда-нибудь этот возраст можно было бы снизить до 12. В СССР, кстати, так оно и было. 

Есть ли в вашем виде спорта какие-то ограничения по возрасту? До какого возраста разрешено летать на планере? Нужно ли проходить специальные медицинские осмотры, как для пилотов?

Ограничения возраста сверху нет. Пока проходишь врачебно-летную комиссию — летаешь. 70-летние и боле возрасты в планеризме не редкость. Нередки случаи, когда на пьедестале чемпионатов континентов и мира стоят люди пенсионного возраста. Понятно, что строгость врачей будет возрастать пропорционально цифрам. Но в Европе, например, летать можно после прохождения весьма дружелюбной комиссии. Но вот после 70 — извольте пользоваться только двухместным планером.  

Как часто проходят соревнования?

В РФ спорт — государственное дело. Министерство спорта опирается в работе только на аккредитованные федерации, в частности, нашу планерную. В год мы организуем примерно 7-8 соревнований российского масштаба и отправляем сборную команду на 3-4 международных события. Естественно, что период проведения соревнований — с марта по сентябрь. Есть прогрев солнцем земли — есть восходящие потоки. Пилотажный класс может соревноваться и позже. Например, в этом году чемпионат РФ по пилотажу на планерах пройдет в г.Усмань с 7 по 11 октября.

Что вы считаете важно для победы в подобных соревнованиях?

Тренировка. Физическая выносливость, так как полет может длиться и 7 и 8 часов. А полетов за соревнования весте с официальными тренировками может быть и 13 и 15... Моральная устойчивость. Неудачи не должны выводить из себя. Позитивный настрой пилота — половина успеха. Готовность к полету в мелочах. Всё должно быть настроено и планер должен аж урчать от того, как ему приятно быть чистым. Моют его раза три в день — это точно! 

Если бы у вас сейчас была возможность выбрать новую профессию, кем бы вы стали?

В следующей жизни? При условии, что и там можно было бы летать на планере — кем бы только не был бы! Артистом, художником, врачом, вагоновожатым и т.д. И еще пару жизней опять бы копался в кишочках у вертолетов. Ибо очень это здорово!


Насколько сложно совмещать работу инженера вертолётов и увлечение планерным спортом?

По 10-балльной шкале — где-то на 7-8. Но и соглашусь — любой работодатель ответит на вопрос «Насколько сложно иметь сотрудника-планериста?» не сразу и со вздохом. На первый взгляд, мое хобби несовместимо ни с какой работой. Еще при СССР гуляла шутка "лучше иметь в штате двух алкоголиков, а не одного спортсмена". Оно и понятно. Спортсмены в законодательном порядке имели кучу льгот и могли присовокупить к оплачиваемому  отпуску еще минимум две недели. А те кто "закончил аэроклуб без отрыва от производства" — и еще 2 недели. Я уж не говорю о тех, кто был в сборной страны... Их по месту основной работы могли не видеть месяцами. Но капитализм расцвел и льготы окончились. Осталось подбирать работу и работодателя в соответствии со своими интересами. Работодатель должен быть в тебе заинтересован и тогда договориться о взаимодействии просто. Так и случилось с моей работой в SKYPRO. Я что-то понимаю в вертолетах, а компания занимается обслуживанием и эксплуатацией ТО вертолетов. С самого начала мы договорились, что в обмен на лояльность к моему хобби я буду максимально полезен. 

Совмещать работу и хобби никогда не сложно, если такое взаимопонимание существует. Средняя продолжительность континентального или мирового чемпионата — 3 недели плюс дорога до места проведения. Таковых в сезон примерно два. Иногда и три. Итого, мне нужен отпуск размером в 1,5 месяца. Ведь вертолеты я тоже очень люблю! Правда, стремительный рост объемов ТО в нашей компании не обещает легкой жизни, но мне кажется, что позитивные отношения планера и вертолета сохранятся и окрепнут еще боле. Тем паче, что появилась еще одна грань в моей планерной карьере — с марта я занимаю должность президента Федерации планерного спорта, а это может открыть новую страничку в нашей со SKYPRO общей истории.

У вас есть какая-то цель на перспективе? Чего вы бы хотели добиться в данном виде спорта?

В планеризме есть три больших кайфа. 1-й — влезть на подиум. Желательно — чемпионата мира. 2-й — научить летать, дать это небо из своих рук. 3-й — установить рекорд. Естественно, мировой. Так что немудрено все — сплошное честолюбие…  А вообще-то, добавилась с весны этого года еще одна цель — сохранить спорт для тех, кто придет позже. Очень все у нас непросто...

Читайте также
Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

ACJ TwoTwenty: не ведая границ

Бизнес-версия самой маленькой "гражданской" модели Airbus всколыхнула рынок в сегменте биз...

Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов

Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы ...

Spirit создаст композитный фюзеляж для нового легкого реактивного самолета HondaJet 2600

Honda Aircraft планирует сертифицировать новый легкий реактивный самолет HondaJet 2600 в 2028 году, ...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти