Лир 003: воскрешение легенды
Можно с уверенностью утверждать, что Learjet является прародителем сегодняшней многомиллиардной индустрии деловой авиации. Когда в 1964 году был представлен первый Lear 23, он сразу же получил признание знаменитостей и лидеров отрасли и создал рынок частной реактивной авиации, превратив имя Lear Jet в символ новой свободы и привилегий путешествий.
Lear 23-003 — первый из поставленных самолетов семейства LearJet — теперь вернулся на родину в Уичито, где началась амбициозная программа по возвращению его в летный статус. В мае 2023 года его приобрела компания Classic Learjet Foundation (CLF), некоммерческой организация, основанная бывшими и нынешними сотрудниками отрасли с целью восстановления 003 до состояния, в котором он был передан в 1964 году.
Ричард Кович, историк группы, следил за путешествием самолета. «Примерно в 2018 году мне сообщили, что он больше не зарегистрирован, — рассказывает Кович. — Эта новость разожгла мое любопытство и я захотел узнать, где находится самолет и что с ним произойдет». Поиски Ковича завершились в феврале 2022 года, когда ему позвонил отец владельца самолета и спросил, не знает ли он кого-нибудь, кто хотел бы купить самолет. В июле 2022 года команда, которая впоследствии стала руководством CLF, отправилась во Флориду, чтобы оценить состояние самолета, который более 10 лет хранился на открытом воздухе в аэропорту Bartow Executive Airport в районе Тампы.
Руль был поврежден ураганом 5-й категории Иэн, но в годы простоя он был наглухо застегнут и не обзавелся безбилетными животными. Позже, когда шины были накачаны и самолет загнали в ангар, Lear 23-003 включили, и в кабине загорелись огни.
После многих лет хранения на перроне в аэропорту Бартоу Executive самолет Lear 23-003 был спасен фондом Classic Learjet Foundation. (Фото: Classic Lear Jet Foundation)
«Самолет полностью готов, приборная панель, часы, все на месте, — вспоминает Кович. — Мы не пытались заводить двигатели, потому что они простояли снаружи 10–12 лет. Но мы пришли к выводу, что самолет того стоит».
Краткий осмотр записей показал, что последний полет состоялся более двух десятилетий назад. «Последнее техническое обслуживание было в 1998 году. Была еще одна запись в бортовом журнале после, в 1999 году, — на тот момент у него было чуть меньше 5900 часов — поэтому мы считаем, что на нем летали до тех пор, пока не вышли из строя шасси и двигатели, а затем поставили его на стоянку», — рассказывает Билл Кинкейд, президент организации.
После длительных переговоров обе стороны договорились о цене покупки в $90 000, хотя первоначально владелец запрашивал $250 000. «Мы имели дело с фактическим владельцем. Мы поговорили с ним начистоту и сказали, что никто не заплатит четверть миллиона долларов за этот самолет, — уточняет Кинкейд, добавив, что владельцы знали о значимости самолета и что кто-то в конечном итоге придет за ним. — У них был временной капитал в самолете: они его сохраняли на протяжении 25 лет — поэтому они заслужили компенсацию за свои усилия».
В конце концов владелец согласился с группой, что самолет следует сохранить. «Я думаю, мы убедили их, что мы, вероятно, их лучшая ставка в этом вопросе, — продолжил Кинкейд. — Мы все страстные, мы все энтузиасты, у нас есть связи и техническая экспертиза, чтобы собрать деньги и снова поднять самолет в воздух, поэтому мы пришли к довольно хорошему соглашению, которое, я думаю, владелец не нашел бы с другим покупателем».
Действительно, учитывая родословную самолета и его внутреннюю историческую ценность, некоторые могут подумать, что он мог бы найти свое место в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне, но в этом учреждении уже выставлен Learjet 002, который использовался в программе летных испытаний и был приобретен напрямую у производителя (001 был потерян в аварии во время летных испытаний в 1964 году).
После того, как цена на 003 была согласована, фонд предоставил владельцу авансовый платеж, что привело к выпуску двигателей GE CJ610-1 и записей о техническом обслуживании двигателей. Они были отправлены напрямую в International Turbine Industries в Мичигане для восстановления. International Turbine переведет их в стандарт CJ610-4 в качестве пожертвования в натуральной форме.
Одним из сокровищ приобретения является полный комплект бортовых журналов 23-003, датируемых вплоть до его поставки, что делает их своего рода капсулой времени. «Лайман Янделл был главным инспектором Learjet в самые первые дни, и его имя есть в бортовом журнале, — рассказывает Кинкейд. — Он был тем, кто объявил его годным к полетам еще в 1964 году».
Фюзеляж самолета был разобран для транспортировки в Уичито, самопровозглашенную «авиационную столицу мира», где он был построен почти шесть десятилетий назад и где находится его фундамент, официально основанный в сентябре прошлого года. Крыло было снято, а фюзеляж погружен на специальную люльку. Оба прибыли в Канзас на грузовике-платформе в конце февраля. Bombardier, которая приобрела Learjet в 1990 году, пожертвовала пространство для размещения самолета в здании 14 своего комплекса, том же здании, где раньше осуществлялись поставки Learjet.
Значительную часть реставрационных работ будут выполнять волонтеры из отрасли: фонд ожидает, что в работах примут участие многие из нынешних и вышедших на пенсию работников авиации (некоторые из них даже работали на сборочной линии Lear 23 в первые дни), но пока неизвестно, сколько времени займет реализация проекта.
«Если бы мы имели дело с 23, который находился в эксплуатации и поступил, мы бы говорили о шести-восьми месяцах, но это не тот самолет, — продолжает Кинкейд. — Мы знаем, что крыло может быть сломанным, и пока мы не сделаем рентген, не займемся им и не очистим его, мы, честно говоря, не можем прогнозировать сроки». В зависимости от того, насколько гладко пройдет процесс, оценки завершения варьируются от трех до пяти лет. С прекращением производства Learjet в 2021 году Bombardier спасла и пожертвовала сборочный кондуктор крыла Learjet с ныне несуществующей сборочной линии, чтобы помочь решить любые проблемы в этой области. Сейчас на хранении агрегат весит 15 тонн в собранном виде.
Что касается других деталей, которые могут потребоваться, фонд разыскал несколько каркасов Lear 23 на двух известных свалках. «Я перебрал много старых фюзеляжей и знаю, что есть много пригодных деталей, которые мы, вероятно, получим, — говорит Вебер. — Оба владельца этих компаний уже дали мне устное обещание, что все, что мы захотим, мы можем получить».
Интерьер самолета был заменен по крайней мере один раз за время его эксплуатации, и намерение группы состоит в том, чтобы вернуть его к заводскому стандарту. «Мы хотим вернуться к оригиналу, — говорит Кинкейд. — Еще одна вещь, которая у нас есть, — это доступ к большому количеству архивной информации как с технической точки зрения, так и с точки зрения маркетинга и продаж, так что у нас есть доступ к замечательному архиву данных, которые помогут нам восстановить самолет». Он также добавил, что местные поставщики услуг активизировались: «Нам даже не пришлось просить, как только они узнали, что это произойдет, они сказали: мы хотим заняться интерьером». Группа рассматривает аналогичные предложения по окнам и внешней покраске самолета.
Хотя кабина завершена, CLF признает, что придется внести некоторые изменения. «Я думаю, что фонд хочет, чтобы мы оставили ее как можно более оригинальной, но учет фактора безопасности и некоторых эксплуатационных ограничений, с которыми мы можем столкнуться, заставит нас внести некоторые обновления», — говорит Вебер.
Аналогичным образом необходимо будет принять решение о том, следует ли приводить самолет в соответствие с действующими нормами по шуму. «У нас есть путь соответствия, который подразумевает комплект шумоподавления, а также путь освобождения от FAA через программы живой истории полетов, — поясняет Кинкейд. — Мы не можем начать оформление каких-либо документов об освобождении, пока самолет не будет зарегистрирован на имя фонда».
Одно препятствие, которое уже было преодолено, — получение оригинального N-номера 003, N200Y. За свою долгую жизнь самолет сменил регистрацию, и номер, который он носил при доставке, с тех пор перешел к Cessna Sovereign, принадлежащему корпорации из Луизианы. «После месяцев докучливых уговоров и мольбы я добился от них согласия передать нам этот N-номер», — рассказал Вебер. Взамен фонду пришлось пойти на уступки, чтобы получить персонализированный регистрационный номер, который удовлетворил бы владельца компании. На всякий случай, если бы эти усилия не увенчались успехом, фонд также получил бортовой номер 003, который он носил во время своей программы летных испытаний.
В состав фонда входят два пилота с типовой квалификацией, один из которых был пилотом маркетинговых операций в Learjet, а другой был летчиком-испытателем серийных самолетов.
Поскольку других действующих самолетов Lear 23 не осталось, группа рассчитывает представить 003 на таких авиашоу, как EAA AirVenture и Sun 'N Fun, чтобы люди могли увидеть, как выглядел, звучал и как летал первый специально спроектированный и построенный бизнес-джет.
Билл Лир, основатель Learjet Corp., спроектировал реактивный самолет, полагая, что он позволит деловой авиации конкурировать с авиакомпаниями
С помощью самолета фонд хочет рассказать не только историю Билла Лира и людей, которые разработали самолет, ставший синонимом частных роскошных путешествий в 60-х и 70-х годах, но и о роли, которую сыграли предпринимательство и техническое развитие. «Маркетинг и поддержка знаменитостей — все это актуально в сегодняшней экономике, — говорит Маршалл. — Мы хотим привнести элементы этой истории и использовать их в школах, чтобы обучать детей, вдохновлять их на карьеру в сфере технологий и авиации с начальной школы до колледжа».
Фонд также представляет 003 как символ гордой истории авиации Уичито. «Мы считаем, что этот самолет задал темп всем бизнес-джетам, которые были поставлены из Уичито», — заявляет Вебер.