0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04

Нелетная погода: как ударил кризис по бизнес-авиации

Авиационный сектор стал одним из первых, по которому ударили санкции после событий 24 февраля 2022 года. Бизнес-авиация не стала исключением. В отличие от всех предыдущих кризисов в новейшей истории России, частная авиация, ее флот и пользователи оказались под максимальным беспрецедентным давлением.

Все предыдущие потрясения бизнес-авиация России переживала относительно спокойно. В кризис, как известно, богатые становятся богаче. Нынешняя ситуация имеет иную природу и максимально связана с жесткими политическими аспектами. Можно с уверенностью утверждать, что экономика не имеет ничего общего с современным кризисом бизнес-авиации. Россия всегда была большим и денежным «куском» для европейских брокеров и операторов, стабильным покупателем для американских и канадских производителей бизнес-джетов. Оставим за скобками, как будут компенсировать потерянный спрос зарубежные игроки (альтернативные рынки вряд ли появятся в ближайшие годы), и углубимся в проблемы и трансформацию, которые накрыли нашу собственную отрасль.


Стоянка на запасном

Поток санкций и новых запретов начал ослабевать, а это значит, что можно более-менее уверенно очертить круг критических вопросов, который сужается на жизненной артерии рынка. Основных два – запрет на полеты в воздушном пространстве Европы и США и запрет на продажу, поставку и ремонт бизнес-джетов и запчастей. Если текущая ситуация не изменится, а на это мало приходится рассчитывать, то решить их будет максимально непросто.

Запрет на полеты в Европу – это новая действительность, с которой уже смирились брокеры и операторы, но пока не приняли пассажиры бизнес-джетов. На деле схема «переброски» российских пассажиров в Европу выглядит следующим образом. Для вылета из Москвы фрахтуется частный борт (к слову, ценник на который сильно вырос из-за дефицита предложения), летит до дружественных хабов в Стамбуле или Дубае, после чего пассажиры пересаживаются на регулярные авиалинии и следуют в Европу. Вероятно, такая схема будет работать и в будущем, пока сами клиенты не переориентируются на более дружественные направления.

Вопрос с запчастями – куда более сложный. Расходники на бизнес-джеты имеют серийные номера, должны заменяться в соответствии со строгими регламентами в сертифицированных центрах обслуживания. И если российские чартерные операторы, в основном используют устаревшую технику, найди запчасти на которую относительно легко, то частные и корпоративные собственники регулярно обновляли парк и летают на современных бортах. Вероятно, санкционные собственники стоят на развилке: продать свой борт и потерять в цене из-за его токсичности, или пытаться найти альтернативы для их технического обслуживания, которое не будет соответствовать международным стандартам. В этом случае самолет фактически обесценится, но какое-то время будет летать. 


Прогноз погоды

Как известно, прогнозы – дело неблагодарное. Тем не менее, исходя из современных условий можно пунктиром прочертить вероятные направления, по которым может двигаться рынок.

Скорее всего, российская бизнес-авиация скукожится до локального рынка полетов между Москвой, Петербургом, Сочи и городами, где сосредоточены промышленные и аграрные центры компаний, принадлежащих российским элитам.

Российские операторы частично уйдут с рынка, чтобы вывести из зоны риска свой парк. Возможно, на их место подтянуться «бесстрашные» операторы из Казахстана, Азербайджана, арабских стран. А, возможно, и нет, все будет зависеть от оставшегося спроса. Те отечественные операторы бизнес-авиации, которые продолжат работать в России, вероятно, начнут привлекать российские самолеты для полетов по стране и в доступное зарубежье. Речь, в первую очередь, о SSJ 100. Эксплуатация магистральных самолетов в сочетании с истощающимся процентом платежеспособных клиентов может привести к трансформации рынка – возможно, мы уйдем от частной авиации к корпоративной или покресельной.

Разумеется, выживут не все игроки рынка. Преимущество станет за теми операторами и брокерами, которые быстрее смогут адаптироваться, расширить географию своего присутствия и выйти на новые рынки. Очевидно, что если ситуация в корне не изменится, то к осени-зиме 2022 года привычное лицо бизнес-авиации поменяет свои черты.

Читайте также

Чемпионы скорости: самые быстрые вертолеты

Воздушный транспорт занимает большую нишу как в вооруженных силах России, так и в гражданской промыш...

Элитные районы Стамбула: где поселиться в турецком мегаполисе

Обзор элитных и лучших для жизни районов Стамбула. Рассказываем, где можно хорошо устроиться в город...

Как купить недвижимость в Китае?

Стоимость аренды и покупки недвижимости в разных городах Поднебесной, процесс покупки жилых обьктов ...

Кто главный - пассажир или экипаж? Что можно и чего нельзя в частном самолете

Пассажиры частных самолетов вправе делать на борту практически все. Но есть случаи, когда экипаж без...

Winch Design: искусство в интерьере Bombardier Global 5000

Прославленная лондонская студия Winch Design, на чьем счету десятки выдающихся яхт и резиденций, а т...

Где летит самолет: лучшие сервисы для отслеживания полета онлайн

Узнать, где в данный момент летит самолет, можно через специальные сервисы. Они отследят полет возду...

Новый курорт Ikos Porto Petro открывается на Майорке

Завораживающие пейзажи, море цвета лазурита, расслабленная роскошь островной жизни и безукоризненный...

Летим в Новый год: подготовка к сезону 2023

Новые правила въезда и ограниченные предложения частных самолетов

Абу-Даби. Сокровища островов

В Объединенных Арабских Эмиратах привыкли ставить мировые рекорды. Самого быстрого, высокого, дорого...

Zulal Wellness Resort by Chiva-Som: индивидуальный подход

В полутора часах езды от Дохи, на северном побережье Катара, находится первый на Ближнем Востоке озд...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти