Нелетная погода: как ударил кризис по бизнес-авиации | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Нелетная погода: как ударил кризис по бизнес-авиации

Авиационный сектор стал одним из первых, по которому ударили санкции после событий 24 февраля 2022 года. Бизнес-авиация не стала исключением. В отличие от всех предыдущих кризисов в новейшей истории России, частная авиация, ее флот и пользователи оказались под максимальным беспрецедентным давлением.

Все предыдущие потрясения бизнес-авиация России переживала относительно спокойно. В кризис, как известно, богатые становятся богаче. Нынешняя ситуация имеет иную природу и максимально связана с жесткими политическими аспектами. Можно с уверенностью утверждать, что экономика не имеет ничего общего с современным кризисом бизнес-авиации. Россия всегда была большим и денежным «куском» для европейских брокеров и операторов, стабильным покупателем для американских и канадских производителей бизнес-джетов. Оставим за скобками, как будут компенсировать потерянный спрос зарубежные игроки (альтернативные рынки вряд ли появятся в ближайшие годы), и углубимся в проблемы и трансформацию, которые накрыли нашу собственную отрасль.


Стоянка на запасном

Поток санкций и новых запретов начал ослабевать, а это значит, что можно более-менее уверенно очертить круг критических вопросов, который сужается на жизненной артерии рынка. Основных два – запрет на полеты в воздушном пространстве Европы и США и запрет на продажу, поставку и ремонт бизнес-джетов и запчастей. Если текущая ситуация не изменится, а на это мало приходится рассчитывать, то решить их будет максимально непросто.

Запрет на полеты в Европу – это новая действительность, с которой уже смирились брокеры и операторы, но пока не приняли пассажиры бизнес-джетов. На деле схема «переброски» российских пассажиров в Европу выглядит следующим образом. Для вылета из Москвы фрахтуется частный борт (к слову, ценник на который сильно вырос из-за дефицита предложения), летит до дружественных хабов в Стамбуле или Дубае, после чего пассажиры пересаживаются на регулярные авиалинии и следуют в Европу. Вероятно, такая схема будет работать и в будущем, пока сами клиенты не переориентируются на более дружественные направления.

Вопрос с запчастями – куда более сложный. Расходники на бизнес-джеты имеют серийные номера, должны заменяться в соответствии со строгими регламентами в сертифицированных центрах обслуживания. И если российские чартерные операторы, в основном используют устаревшую технику, найди запчасти на которую относительно легко, то частные и корпоративные собственники регулярно обновляли парк и летают на современных бортах. Вероятно, санкционные собственники стоят на развилке: продать свой борт и потерять в цене из-за его токсичности, или пытаться найти альтернативы для их технического обслуживания, которое не будет соответствовать международным стандартам. В этом случае самолет фактически обесценится, но какое-то время будет летать. 


Прогноз погоды

Как известно, прогнозы – дело неблагодарное. Тем не менее, исходя из современных условий можно пунктиром прочертить вероятные направления, по которым может двигаться рынок.

Скорее всего, российская бизнес-авиация скукожится до локального рынка полетов между Москвой, Петербургом, Сочи и городами, где сосредоточены промышленные и аграрные центры компаний, принадлежащих российским элитам.

Российские операторы частично уйдут с рынка, чтобы вывести из зоны риска свой парк. Возможно, на их место подтянуться «бесстрашные» операторы из Казахстана, Азербайджана, арабских стран. А, возможно, и нет, все будет зависеть от оставшегося спроса. Те отечественные операторы бизнес-авиации, которые продолжат работать в России, вероятно, начнут привлекать российские самолеты для полетов по стране и в доступное зарубежье. Речь, в первую очередь, о SSJ 100. Эксплуатация магистральных самолетов в сочетании с истощающимся процентом платежеспособных клиентов может привести к трансформации рынка – возможно, мы уйдем от частной авиации к корпоративной или покресельной.

Разумеется, выживут не все игроки рынка. Преимущество станет за теми операторами и брокерами, которые быстрее смогут адаптироваться, расширить географию своего присутствия и выйти на новые рынки. Очевидно, что если ситуация в корне не изменится, то к осени-зиме 2022 года привычное лицо бизнес-авиации поменяет свои черты.

Читайте также
Global Jet Capital: рынок бизнес-джетов нормализуется

«В настоящее время отрасль хорошо подготовлена ​​к тому, чтобы пережить любой будущий экономический ...

Искусственный интеллект в бизнес-авиации: будущее наступило

Группа разработчиков программного обеспечения для чартерных перевозок применяет технологию искусстве...

Ресторанные высоты на борту самолета: в небе как дома

Три кейтеринга для бизнес-авиации, которые поднимут ваш полет на уровень высшего класса

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Взгляд в будущее авионики для пилотируемых самолетов

Производители авионики изучают ряд новых технологий: тенденции ведут к упрощению управления транспор...

Экология самолета: EBAA создает стандарты по оценке устойчивого развития бизнес-авиации

Результатом программы станет введение знака соответствия, который может быть применим ко всем компан...

Водородный бизнес-джет может сделать частную авиацию «зеленой»

Французский стартап Beyond Aero заявил о планах создать водородно-электрический бизнес-джет среднего...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Весеннее обновление: EBACE-2023

В конце мая десятки бизнес-джетов по традиции слетелись в Женеву. Причиной тому – не экономический с...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти