Нелетная погода: как ударил кризис по бизнес-авиации | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Нелетная погода: как ударил кризис по бизнес-авиации

Авиационный сектор стал одним из первых, по которому ударили санкции после событий 24 февраля 2022 года. Бизнес-авиация не стала исключением. В отличие от всех предыдущих кризисов в новейшей истории России, частная авиация, ее флот и пользователи оказались под максимальным беспрецедентным давлением.

Все предыдущие потрясения бизнес-авиация России переживала относительно спокойно. В кризис, как известно, богатые становятся богаче. Нынешняя ситуация имеет иную природу и максимально связана с жесткими политическими аспектами. Можно с уверенностью утверждать, что экономика не имеет ничего общего с современным кризисом бизнес-авиации. Россия всегда была большим и денежным «куском» для европейских брокеров и операторов, стабильным покупателем для американских и канадских производителей бизнес-джетов. Оставим за скобками, как будут компенсировать потерянный спрос зарубежные игроки (альтернативные рынки вряд ли появятся в ближайшие годы), и углубимся в проблемы и трансформацию, которые накрыли нашу собственную отрасль.


Стоянка на запасном

Поток санкций и новых запретов начал ослабевать, а это значит, что можно более-менее уверенно очертить круг критических вопросов, который сужается на жизненной артерии рынка. Основных два – запрет на полеты в воздушном пространстве Европы и США и запрет на продажу, поставку и ремонт бизнес-джетов и запчастей. Если текущая ситуация не изменится, а на это мало приходится рассчитывать, то решить их будет максимально непросто.

Запрет на полеты в Европу – это новая действительность, с которой уже смирились брокеры и операторы, но пока не приняли пассажиры бизнес-джетов. На деле схема «переброски» российских пассажиров в Европу выглядит следующим образом. Для вылета из Москвы фрахтуется частный борт (к слову, ценник на который сильно вырос из-за дефицита предложения), летит до дружественных хабов в Стамбуле или Дубае, после чего пассажиры пересаживаются на регулярные авиалинии и следуют в Европу. Вероятно, такая схема будет работать и в будущем, пока сами клиенты не переориентируются на более дружественные направления.

Вопрос с запчастями – куда более сложный. Расходники на бизнес-джеты имеют серийные номера, должны заменяться в соответствии со строгими регламентами в сертифицированных центрах обслуживания. И если российские чартерные операторы, в основном используют устаревшую технику, найди запчасти на которую относительно легко, то частные и корпоративные собственники регулярно обновляли парк и летают на современных бортах. Вероятно, санкционные собственники стоят на развилке: продать свой борт и потерять в цене из-за его токсичности, или пытаться найти альтернативы для их технического обслуживания, которое не будет соответствовать международным стандартам. В этом случае самолет фактически обесценится, но какое-то время будет летать. 


Прогноз погоды

Как известно, прогнозы – дело неблагодарное. Тем не менее, исходя из современных условий можно пунктиром прочертить вероятные направления, по которым может двигаться рынок.

Скорее всего, российская бизнес-авиация скукожится до локального рынка полетов между Москвой, Петербургом, Сочи и городами, где сосредоточены промышленные и аграрные центры компаний, принадлежащих российским элитам.

Российские операторы частично уйдут с рынка, чтобы вывести из зоны риска свой парк. Возможно, на их место подтянуться «бесстрашные» операторы из Казахстана, Азербайджана, арабских стран. А, возможно, и нет, все будет зависеть от оставшегося спроса. Те отечественные операторы бизнес-авиации, которые продолжат работать в России, вероятно, начнут привлекать российские самолеты для полетов по стране и в доступное зарубежье. Речь, в первую очередь, о SSJ 100. Эксплуатация магистральных самолетов в сочетании с истощающимся процентом платежеспособных клиентов может привести к трансформации рынка – возможно, мы уйдем от частной авиации к корпоративной или покресельной.

Разумеется, выживут не все игроки рынка. Преимущество станет за теми операторами и брокерами, которые быстрее смогут адаптироваться, расширить географию своего присутствия и выйти на новые рынки. Очевидно, что если ситуация в корне не изменится, то к осени-зиме 2022 года привычное лицо бизнес-авиации поменяет свои черты.

Читайте также
Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Гигантские черепахи на Сейшелах и подводный винный погреб на Мальдивах: как выглядит идеальный майский отдых у океана

Уникальные природные локации, продуманный до мелочей дизайн, расслабляющие спа-процедуры, изысканные...

Путешествие в нерассказанное: открываем заново Ближний Восток и Африку

От классики до эклектики, от старинных базаров среди небоскребов до фешенебельных курортов посреди п...

Итальянцы в России: воспоминания об итальянском детстве и русские сказки с итальянским акцентом

Если очень хочется в Италию, но дела пока не отпускают, гастрономические обозреватели jets.ru Мила и...

Артем Естафьев: «Я человек концепции. Моя задача – транслировать мой внутренний мир и творчество через еду»

Гастрономические обозреватели jets.ru Мила и Ольга Трещёвы пообщались с Артемом Естафьевым – шеф-пов...

Роскошная Греция от Sani Resort и The Greeks

Один из лучших в мире семейных курортов Sani Resort, расположенный в Греции, и греческий ресторан Ан...

Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Истории из жизни страховой компании

В 2008 году компания «Ингосстрах» начала выстравивать особый уровень сервиса и комфорта для премиаль...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти