Новые технологии могут сделать небо более плавным — и не допустить, чтобы ваш кофе разлился

Компания Turbulence Solutions продемонстрировала свою систему подавления турбулентности (TCS) в режиме реального времени на борту пилотируемого испытательного самолета, продемонстрировав снижение вертикального ускорения, вызванного турбулентностью, более чем на 80%.
Технология, разработанная для использования как на самолетах с фиксированным крылом, так и на самолетах повышенной воздушной мобильности (AAM), использует датчики на передней кромке крыла самолета и активное отклонение рулевых поверхностей для противодействия турбулентности в режиме реального времени. Демонстрационный самолет компании — Shark 600, получивший название Steady Eddy , — совершил публичные демонстрационные полеты и появился на авиасалоне Aero Friedrichshafen в Германии и на австралийском Avalon 2025. Летные данные, полученные в ходе испытаний самолета Colomban MC-30 Luciole, показали снижение измеренных вертикальных перегрузок, а среднеквадратичное ускорение уменьшилось с 1,31 м/с² до 0,39 м/с². Компания планирует установить эту систему на более крупных самолетах, таких как авиалайнеры и бизнес-джеты.
Компания Turbulence Solutions появилась в результате исследовательской инициативы Венского технического университета и была основана в 2018 году. С тех пор компания запатентовала систему TCS, которая, по ее словам, масштабируется для различных типов воздушных судов, включая конвертопланы и подъемно-крейсерские конфигурации в секторе AAM.
Усилия по снижению турбулентности предпринимаются в связи с прогнозами ухудшения условий полета в связи с изменением климата. В отчете Университета Рединга за 2023 год отмечено 55-процентное увеличение сильной турбулентности в небе над Северной Атлантикой за последние четыре десятилетия. НАСА прогнозирует, что к 2050 году число таких явлений может удвоиться. Это увеличение также может ограничить использование малой авиации в городских или региональных авиаперевозках. Опрос, проведенный в Беркли, на который ссылается Turbulence Solutions, показал, что 52% респондентов неохотно летали на городских воздушных судах даже в условиях слабой турбулентности.