Рельефный слепок карты Европы | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Рельефный слепок карты Европы

Индустрия деловой авиации, как ни одна другая, теснейшим образом связана с экономикой. Авиация дублирует ее взлеты и падения, от экономического здоровья во многом зависит структура парка бизнес-джетов, интенсивность полетов и их география.

«Ничего личного, только бизнес» – это и вправду про классическую бизнес-авиацию. В России она сформировалась и интенсивно развивалась благодаря мощному сырьевому кластеру, а в последние десятилетия еще и банковскому, сельскохозяйственному, IT, девелоперскому. Ее успешному развитию способствовали высокие цены на энергоресурсы, сырье и зерновые культуры. В Европе местным драйвером развития стал высший и средний класс, который активно взаимодействует как между собой, так и с международными партнерами.

Как видим, главный стимул и подъемная сила частной авиации – это бизнес и глобализация экономики. Однако в последние месяцы не только предпринимательские инстинкты диктуют бизнес-джетам направления. Сухая статистика рейсов открывает другой пласт интересов; он буквально пунктирами дублирует события, которыми в последние месяцы насыщена жизнь и самой Европы, и России.

Для анализа взяты данные двух европейских организаций: Eurocontrol (Европейская организация по безопасности воздушного движения) и ЕВАА (Европейская ассоциация бизнес-авиации). Ежемесячно ЕВАА выпускает отчет Business Aviation Traffic Europe, в основе которого – статистика Eurocontrol по полетам частных самолетов.

Начнем с Турции, которая с весны 2022 года стала второй Беларусью. Напомним, когда в 2015 году прекратилось авиасообщение между Россией и Украиной, большинство частных рейсов выполнялось со стыковкой в Минске. Интенсивность полетов была настолько высока, что белорусские власти даже построили первый в стране FBO – VIP-терминал с соответствующей для бизнес-авиации инфраструктурой. Позднее, в период COVID-19, аналогичный всплеск стыковочных рейсов пришелся на аэропорт Риги. Самолеты из Москвы приземлялись в нем, чтобы потом с полным правом влететь в закрытую Европу. Аэропорт Стамбула переживает теперь такие же благословенные времена: трафик бизнес-авиации ежемесячно растет с апреля (+41% в апреле 2022 по сравнению с мартом 2022). А вот в Латвии трафик, напротив, сильно просел – каждый летний месяц он снижается в среднем на 50% по сравнению с предыдущим месяцем.

Продолжим во Франции. Париж, согласно данным отчета, – самый активный аэропорт в Европе летом. В июне и июле трафик бизнес-авиации там рос на 53% и 32% соответственно. Помимо таких традиционных летних направлений, как Ницца и Канны, из Парижа чаще всего летали в Женеву, Фарнборо (аэропорт вблизи Лондона), Лондон (Лютон), Лондон (Биггин Хилл), Мадрид. Возможно, за такой активностью скрывается секрет президента Франции, которого ряд СМИ окрестил миротворцем в решении конфликта на Украине. 

Международные политические мероприятия – это манна небесная для принимающей стороны, в особенности, если это сторона – аэропорт. Борьба за слоты, парковочные места, толкучка в VIP-терминале – все это с высокой долей вероятности происходило в двух европейских FBO в июне. Так, в замке Эльмау, недалеко от Мюнхена, принимали 48-й саммит G7. Всего три дня мероприятия сразу отразились на месячной статистике рейсов бизнес-авиации – в аэропорту Мюнхена она выросла на 21% по сравнению с июнем 2021 года. На следующий день после завершения консультаций G7 Мадрид принимал саммит NATO. Благодаря ему интенсивность трафика бизнес-авиации взлетела на 31% по сравнению с июнем 2021 года. Общеиспанский трафик при этом вырос на 23% за месяц. Стоит отметить, что сравнение с 2021 годом релевантно: тогда COVID-ограничения уже шли на спад и трафик на тот момент уже восстановился.

Статистка EBAA говорит об интересных передвижениях и за пределами Европы. Начиная с мая, стали более интенсивно выполняться рейсы протяженностью свыше 4700 км. Их пик пришелся на июнь. Единственными популярными направлениями из Европы стали США, следом – Ближний Восток. Интенсивность рейсов к июлю выросла почти на 40%: такого интереса Европа и США не испытывали друг к другу с середины 2021 года, когда рост трафика в среднем составлял +20%. Пик полетов на Ближний Восток пришелся на март и май 2022 года – трафик вырастал на 40% по сравнению со среднегодовыми показателями. Кстати, именно тогда шли активные переговоры по альтернативным поставкам топлива в Европу.

Всплеск правительственных рейсов, которые согласно обозначениям в отчете Business Aviation Traffic Europe выделены в отдельную категорию «Government», пришелся на март 2022 года. Тогда они выросли на 20% по сравнению со значениями января-февраля 2022 года. Примечательно, что именно на март пришлись третий и четвертый пакеты санкций, которые анонсировались почти каждый день.

Лидерами по интенсивности полетов в Европе в июле стали Великобритания (+47% рейсов в июле 2022 года по сравнению с июлем 2021) и Ирландия (+79%), Нидерланды (+37%), Польша (+31%), Португалия (+36%), Бельгия (+21%).

Среди аутсайдеров – Украина (-100% рейсов в июле по сравнению с июлем 2021), Латвия (-57%), Кипр (-34%), Словения (-33%) и Черногория (-28%), Литва (-23%).

«Еле уловимое дыхание» политики, вероятно, будет и дальше влиять на европейский рынок деловой авиации и давать одним странам кратное увеличение трафика и обездвиживание другим.

Читайте также
Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти