Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023
Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применения винтокрылых машин. И, конечно, сама выпускает их. Сегодня свыше 8000 российских вертолетов эксплуатируются в 100 странах мира. Что предлагается для частных и корпоративных перелетов – в нашем обзоре.
Выставка HeliRussia, прошедшая 18–20 мая в Москве, по традиции стала витриной вертолетных новинок, в том числе для частной и деловой авиации. И хотя в этом году фокус не был нацелен на гражданские вертолеты, это не означает, что достижений и предложений в области корпоративной и частной авиации нет. Разбираемся, какие российские вертолеты подходят для решения бизнес-задач.
В качестве отступления отметим, что сильная советская и российская школа вертолетостроения всегда была нацелена на сектор тяжелых и средних вертолетов. Как, в принципе, и все тяжелое машиностроение. В связи с этим российская классификация вертолетов отличается от международной. Те вертолеты, которые у нас считаются средним классом (взлетная масса от 7 до 20 тонн), в мире классифицируются как тяжелые. А то, что у нас называют тяжелым классом (взлетная масса более 20 тонн) в мире практически не имеет аналогов. Правда, у этой истории есть и обратная сторона. Спрос на легкие гражданские вертолеты (наиболее востребованные на рынке деловой авиации) появился только полтора десятилетия назад, поэтому вариативности в производстве таких машин еще не хватает.
Aurus покоряет небо
Серьезным конкурентом зарубежных легких вертолетов, в первую очередь популярных Airbus Helicopters H145 и Bell 429, считается российский «Ансат». Эта машина с взлетной массой до 3,6 тонн серийно выпускается в гражданской и медицинской версиях. Всего по данным сайта Росавиации, в России зарегистрировано 75 таких машин. Но главное, что делает «Ансат» машиной в нише деловой и корпоративной авиации – это возможность заказать его в VIP-комплектации под престижной маркой Aurus.
Салон Aurus разрабатывался специалистами холдинга «Вертолеты России» в коллаборации с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Именно НАМИ в свое время создавал линейку автомобилей под брендом Aurus. Результатом совместной работы стал новый, стильный и, что важно, эргономичный салон. Так, поиск оптимальных эргономических решений проводился через тестирование пассажиров с разными антропометрическими параметрами. В отделке салона использовались элементы из кожи и шпонированный алюминий.
Из оригинального: в VIP-салоне «Ансат» установлена светозащитная система с сенсорным управлением. Сидящий возле окна пассажир может нажатием кнопки затемнять стекло, делать его прозрачным или матовым. Охлаждаемый мини-бар, индивидуальное освещение, климат-контроль с разделением для каждого пассажира, USB-разъемы для зарядки гаджетов – все это создает дополнительный комфорт для путешественников.
Ми-38: лимузин и внедорожник
Еще одной новейшей российской разработкой, которая без труда потягается с иностранными конкурентами, является Ми-38. Серийное производство началось в 2019 году, а первый вертолет был передан заказчику в 2020 году.
По российской классификации Ми-38 – это вертолет среднего класса, по зарубежной – тяжелого. Его ключевыми конкурентами считаются AW101 от Leonardo Helicopters и Airbus Helicopters H225. Вне зависимости от различий в классификациях эта машина нацелена на нишу оффшорных перевозок, где важна дальность полета, а также подходит в качестве корпоративного транспорта благодаря большой пассажировместимости.
Ми-38 приятно удивит пассажиров большими иллюминаторами, открывающими головокружительный вид с высоты шесть километров. Именно такой практический потолок у этой модели. Благодаря расположению двигателей за главным редуктором, а не перед ним, и более совершенной трансмиссии, шума и вибрации в полете возникает гораздо меньше. А многоуровневая звукоизоляция гарантирует свободное общение в течение всего полета.
Ультра-просторная кабина Ми-38 – это мечта дизайнера, есть где размахнуться. В VIP-версии самолет рассчитан на 12–14 пассажиров. Производитель предлагает установить в салон систему индивидуального освещения с контурной подсветкой, мультимедийную систему, подлокотник между креслами с элементами управления, систему кондиционирования воздуха, мини-бар и полноценную гардеробную зону. Кстати, такой вертолет уже летает во флоте компании «Русские вертолетные системы» и без особого труда его можно зафрахтовать для чартерного полета.