0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (495) 789-84-04
06.07.2017

Зачем президентам, бизнесменам и простым любителям аэрокосмические салоны?

«Едешь на аэрокосмический салон первый раз – ничего не планируй» – пожалуй, один из главных советов новичкам. В первый раз достаточно просто «напитаться атмосферой» и дать волю спонтанности. Хочется рвануть к взлетно-посадочной полосе, чтобы разглядеть истребители, – пожалуйста! Хочешь на экскурсию в огромный двухэтажный самолет – вперед! Хочешь сидеть на травке и глазеть в небо, где высший пилотаж, – святое дело! А еще – ретро-самолеты, самолеты будущего, вертолеты, беспилотники и ракеты. Не считая виртуальных пилотских кабин, где можно поуправлять; работающих 3D-принтеров; разговоров с летчиками и космонавтами; вечеринок и церемоний награждений. Старейший авиакосмический салон в мире – французский. В 1908 г. одна из секций автомобильной выставки впервые была посвящена самолетам. На следующий год в Париже состоялось первое самостоятельное авиашоу. С 1949 г. оно стало выезжать на аэродром Ле-Бурже в 12 км от французской столицы. Авиасалон в Великобритании появился в 1920 г. С 1948 г. начал проходить на аэродроме Фарнборо в 34 км от Лондона. Аэрокосмические салоны обычно длятся неделю. Попасть на них можно как участник, посетитель, журналист или любитель – шоу разделены на деловую и публичную части (business days и public days). Каждый статус имеет свои допуски и ограничения. Бесплатно на мероприятие могут попасть аккредитованные журналисты, остальные платят взнос участника или покупают билеты. Крупнейшие по размеру экспозиции салоны мира проходят во Франции (Ле-Бурже) и Великобритании (Фарнборо). Так, в Ле-Бурже в 2017 г. был 2381 участник из 48 стран, а контрактов было подписано на $150 млрд (подробнее см. инфографику). Именно сумма подписанных контрактов – показатель «бизнесовости» салона. И тут конкурировать между собой могут только Ле-Бурже и Фарнборо – о самых крупных заказах в гражданском секторе компании традиционно объявляют здесь (военные сделки обычно непубличные).Правда, абсолютный рекорд по сумме подписанных контрактов – $200 млрд в 2013 г., когда о заказе десятков самолетов объявили все авиакомпании стран Персидского залива, – был поставлен на Dubai Airshow и до сих пор не побит ни Ле-Бурже, ни Фарнборо. В мире много и других салонов – с преобладанием локальной повестки и даже со специализацией (например, с фокусом на бизнес-авиацию или военную технику). Но какого бы типа ни был салон, это всегда престиж страны (для чиновников), возможность «показать себя и посмотреть на других» (для бизнеса) и расширение кругозора (для энтузиастов авиации/космоса). Конкуренция за миллиарды Фарнборо и Ле-Бурже вписаны в историю: здесь люди совершали полеты, ставшие фундаментом для развития гражданской авиации. Так, в 1927 г. американский пилот Чарльз Линдберг впервые в одиночку перелетел Атлантический океан, приземлившись в Ле-Бурже. Тогда название парижского пригорода стало известно на весь мир. Именно в Ле-Бурже и Фарнборо зародилась культура проведения массовых авиационных зрелищ – с большим количеством летательных аппаратов и насыщенной летной программой. Там же сложилась практика подписания контрактов между производителями самолетов и авиакомпаниями, проведения деловых встреч и конференций. До середины XX в. – из-за войн – авиашоу во Франции и Великобритании проводились нерегулярно. Затем закрепилась очередность: в четные годы авиационная общественность слетается в Лондон, в нечетные – в Париж. Новинки авиации и космоса первым делом демонстрируются именно здесь. Из наиболее ярких премьер – джамбо-джет Boeing 747, сверхзвуковой самолет Concorde, двухэтажный Airbus А380, Boeing 787 Dreamliner из композитных материалов, самолет-ракета от Virgin Galactic – SS2, работающий на солнечной энергии Solar Impulse, истребитель F-35. Таким экспонатам уделяется много внимания, а их создатели – самые популярные ньюсмейкеры. И тут главное – не стесняться и не скромничать, а, наоборот, раздавать интервью и быть готовым прославиться на весь мир. Не случайно Ле-Бурже и Фарнборо неофициально называют авиационными ярмарками тщеславия. Но премьеры – лишь видимая часть айсберга. За время, пока идет авиасалон, можно встретиться и пообщаться не с одним десятком потенциальных клиентов или поставщиков, побывать на профильных конференциях, послушать других и выступить с собственной презентаций, наконец, поискать инвесторов для проекта. Где еще может собраться более 100 000 отраслевых специалистов? У Советского Союза сотрудничество исторически сложилось с французами: СССР впервые стал участником Ле-Бурже в 1936 г. С тех пор международная презентация достижений советского, а потом и российского авиапрома проходит там – от сверхзвукового Ту-144 до регионального самолета Sukhoi SuperJet 100 и истребителя Су-35. В 1965 г. Ле-Бурже посетил Юрий Гагарин. Приезд выдающихся личностей – еще одна фишка самых авторитетных авиасалонов в мире. А по составу и численности официальных делегаций можно считывать взаимоотношения между странами. В благоприятный период делегации нередко возглавляют главы государств, в сложный – чиновники рангом пониже.
Самолеты и политика Авиасалоны уровня Ле-Бурже и Фарнборо успешно совмещают экономическую и политическую составляющие. С одной стороны, контракты на десятки миллиардов долларов, с другой – политические сигналы: например, какие крупные чиновники приехали, а какие – нет, что значит их визит или отсутствие. В 2016 г. Фарнборо начался сразу после референдума по Brexit. Его итоги (большинство проголосовало за выход Великобритании из ЕС) активно обсуждались на авиашоу. А вопрос, будет ли на Фарнборо премьер-министр страны Дэвид Кэмерон, стал интригой первого дня салона: результаты референдума говорили о конце его политической карьеры. Кэмерон приехал, улыбнулся в многочисленные фото- и видеокамеры, а на следующий день ушел в отставку. Новый президент Франции Эмманюэль Макрон, напротив, Ле-Бурже посетил на следующий день после второго тура парламентских выборов, где его сторонники одержали победу. Несмотря на палящее солнце, Макрон не сократил экскурсию по уличным экспонатам, начав осмотр с военных самолетов. Едва ли какой другой аэрокосмический салон, кроме Ле-Бурже и Фарнборо, может позволить себе и бизнес, и политику. В мире сформировалась целая группа салонов, которые призваны в первую очередь поддерживать престиж страны. Здесь суммы контрактов меньше (а где-то их нет совсем). Но зато важна политическая начинка: визит первых лиц государства, присутствие делегаций из дружественных стран, демонстрация достижений местной аэрокосмической отрасли и/или сопутствующих направлений. Салоны такого типа проходят в Германии, Китае, Дубае. Российский МАКС тоже в первую очередь работает на престиж страны. История возникновения, впрочем, у них разная, как и набор экспонатов. Немецкий авиасалон ILA в общем-то ровесник Ле-Бурже. Но из-за войн, которые развязала Германия, рассчитывать на благосклонное отношение мира не приходилось. В то время как французский авиасалон набирал международный вес, ILA застрял на местном уровне. Берлинский авиасалон проходит по четным годам, демонстрируя серьезный вклад Германии в развитие авиации и космоса. На открытие ILA исправно ездит канцлер Ангела Меркель. Airshow China – тоже «четное» мероприятие, организуется с 1996 г. У Китая большие амбиции в аэрокосмической отрасли: своя орбитальная станция, ракеты, пилотируемый космический корабль, страна начала строить собственные пассажирские самолеты. Авиасалон базируется под Чжухаем, который граничит с Макао. Наравне с летательными аппаратами на Airshow China выставляются танки, бронетранспортеры и стрелковое оружие. История Dubai Airshow начинается с 1989 г. Его значимость росла вместе с экономическим развитием Дубая. Мероприятие проводится под патронажем премьер-министра ОАЭ и эмира Дубая Аль Мактума. С 2013 г. авиашоу проходит в новом дубайском аэропорту, за забором которого сразу начинается пустыня. Российский МАКС стартовал в 1993 г. Завсегдатаи авиасалонов указывают на важные отличия МАКСа: богатая историческая экспозиция самолетов и вертолетов, насыщенная летная программа, а самое любимое публикой – высший пилотаж от «Стрижей» (на МиГ-29) и «Русских витязей» (Су-30). На МАКСе можно увидеть экспериментальные военные и перспективные гражданские самолеты и даже встретиться, например, с космонавтом Алексеем Леоновым и пожать ему руку. Деловую программу МАКСа (подробнее о ней см. статью «МАКС назначает бизнес-встречу» на стр. 01) корректирует политическая повестка. Все больше приезжает делегаций и компаний из стран Азии и Ближнего Востока. Но даже санкции не мешают посещать МАКС партнерам из Европы и США. Достаточно напомнить, что современные пассажирские самолеты – Sukhoi SuperJet 100 и МС-21 – созданы в международной кооперации: двигатели, авионика и многие другие комплектующие доставляются на российские авиазаводы из многих стран мира. Россия тоже вовлечена в мировой авиапром, в частности обеспечивая титаном ведущих авиапроизводителей (подробнее об этом см. статью «Сотрудничество в деталях» на стр. 10). На открытие МАКСа приезжает Владимир Путин. За все время своего управления – в статусе президента или премьера – он пропустил МАКС лишь однажды. Источник: vedomosti.ru

Читайте также

Исследователь неба: футуристический дизайн самолета от Lufthansa Technik

Салон с панорамным прозрачным верхом, терраса с лаундж-зоной на свежем воздухе, зона бара и даже про...

Bombardier Challenger 3500 обгоняет конкурентов

Новый Challenger вступает «в игру» с самыми востребованными джетами ведущих мировых производителей: ...

Авиационный консалтинг: подробный расчет расходов

Что включает в себя понятие «авиационный консалтинг» и что необходимо знать будущему владельцу возду...

Финансирование частного самолета #2

Основными схемами финансирования сделки по покупке воздушного судна (ВС) являются кредит под...

Cessna SkyCourier: дизайн с чистого листа

Три модели SkyCourier сделали более 2100 часов в рамках программы летных испытаний, которая официаль...

Новинки Gulfstream: G800 и G400

В обновленной коллекции авиапроизводителя будет 6 моделей, от суперсредней до сверхдальней: G280 - G...

Challenger 3500: суперсредний джет с комфортом дальнемагистрального

Новый Challenger 3500 от Bombardier пытается переписать правила для бизнес-джетов суперсреднего клас...

Falcon 10X: самый большой и самый дальний

Dassault Aviation запускает новый проект — Falcon 10X — высокоскоростной, ультрадальнемагистральный ...

Расширенный список новых возможностей Pilatus PC-24

Pilatus PC-24 — первый и единственный в мире суперуниверсальный реактивный самолет с уникальными хар...

Нюансы рейсов бизнес-авиации: багаж в частном самолете - часть #5

Требований для провоза специфического багажа может быть много, но суть сводится к одному: обо всех д...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти