Алла Вербер: «Считаю, что женщина способна на все»
Fashion-директор ЦУМа и вице-президент Mercury Алла Вербер — о ценовой политике ЦУМа и о том, кто на самом деле задает современные тренды в мировой моде.
Алла Константиновна, как вы считаете, на каком уровне сейчас находится fashion-культура в Москве и в каком направлении она движется? Как она изменилась за последние 10 лет?
Я в этом бизнесе 25 лет, и могу сказать, что fashion-культура изменилась кардинально, и только за время моей работы в Москве она претерпевала изменения не менее четырех раз. Выросло совершенно новое поколение молодых грамотных людей, у которых есть много возможностей. Весь мир открыт для них! Все доступно, как на ладони. Люди имеют возможность собрать себе любой образ и купить любую вещь исходя из своих возможностей и получить от этого огромное удовольствие.
Вы с кем-то советуетесь, когда речь идет о вашем стиле? Есть люди, чье мнение вы учитываете при выборе гардероба, или это полностью личый выбор?
Я всегда основываюсь на личном опыте, потому что знаю о моде больше, чем любой человек, который мог бы мне что-то посоветовать. Другое дело, что не все люди могут видеть себя со стороны, и часто бывает нелишним выслушать профессиональное мнение. В ЦУМе, на третьем этаже, есть VIP-комната, где огромное количество людей приходит к VIP-стилистам, и они собирают им образ. Это очень интересно. Я к ним иногда обращаюсь за советом.
Поделитесь секретом, на какие бренды стоит обратить внимание в этом сезоне?
На протяжении большей части своей жизни я регулярно посещаю fashion-show в самых разных уголках планеты. И еще в начале сезона знаю, что будет в моде завтра. В этом году темп задают Balenciaga и Balmain.
Когда первый раз пришли в ЦУМ, вы, можно сказать, ужаснулись его концепции… Скажите, какие главные цели вы себе поставили, как только сюда пришли, и какие главные вызовы стоят перед вами сейчас?
Представьте себе — американизированная молодая женщина, побывавшая почти во всех крупнейших department stores западного мира, возвращается в Москву 1989 года... Зайдя в ЦУМ, я сразу поняла, что меня ждет, ведь последние 10 лет нанесли существенный урон по нему. В то же время меня поразило само здание: оно было величественным, с уникальной историей. Но в нем не было никакого товара! И до сих пор помню, насколько сильно меня поразило, что рядовые люди ходили в ЦУМ, просто чтобы поесть мороженого! Вот тогда я, наверное, и поняла, насколько непростая стоит передо мной задача (смеется). Но, даже несмотря на все сложности, я была счастлива: в молодом возрасте получить такие полномочия, такой дивный кабинет с видом на Красную площадь. Разве можно было желать большего?
Я знаю, что это был достаточно тяжелый период времени, ведь вам пришлось уволить не одного сотрудника…
Это был очень тяжелый период. Здесь работа ли 1200 сотрудников, при этом многие — семьями в трех поколениях. Каждого, кто приходил на интервью со мной и моей HR-командой, я старалась внимательно выслушать, понять, как они видят себя в дальнейшем и как планируют развиваться. С самого детства мне прививали уважение к людям, и я понимала, что сейчас решаю судьбу человека, который проработал здесь всю свою сознательную жизнь. Представляете, сколько времени ушло на то, чтобы всех выслушать и принять решение? Мы уволили большое количество людей, но каких-то сотрудников все-таки оставили. Первый год — это было время для нашего осознания, в каком направлении стоит двигаться дальше.
Я так понимаю, что вашей главной задачей было привезти сюда международные бренды. Вы ориентировались на какие-то конкретные европейские стандарты, или у вас уже было свое представление о том, как это могло быть применено к российским реалиям?
Моей целью было построить магазин мирового уровня, который представлял бы собой некую часть имиджа нашей страны: вы приезжаете в Россию, прилетаете в Москву, видите Большой театр, Пушкинский музей… Это те вещи, которыми наша страна славится на весь мир. Я хотела построить такой department store, по которому узнавали бы Россию. Ключевым ориентиром для меня в этом случае был лондонский Harrods, куда съезжаются все туристы, чтобы прочувствовать его самобытную атмосферу. Я хотела дать своим соотечественникам возможность выбора — то, чего у них так долго не было! У меня была мечта сделать так, чтобы любой работающий человек мог прийти в ЦУМ и купить то, что захочет, по европейским ценам. Сегодня такая возможность есть. ЦУМ стал сердцем Москвы, это универмаг, о котором знают все.
Есть ли вещи, которыми вы особенно гордитесь, вспоминая свой путь в ЦУМе?
Я горжусь тем, что мы добились идентичной с Европой ценовой политики. Цены в ЦУМе сейчас такие же, как в Европе, и это очень важный факт. Выбор в ЦУМе сегодня считается лучше, чем где бы то ни было. За то время, что я являюсь fashion-директором ЦУМа, мы завоевали репутацию одного из лучших модных магазинов. Мы добились великолепного сервиса. И уже мы решаем, какие бренды достойны того, чтобы присутствовать в нашем магазине. А это говорит о многом.
Действительно, и я, и мои подруги все реже покупаем в Европе и все чаще здесь… Во-первых, не хочется везти это все через границу, а во-вторых, здесь все есть, стоимость не отличается, и бонусы можно копить…
То, что вы сейчас сказали, — это то, к чему я шла 15 лет. Мое желание было, чтобы люди имели возможность покупать дома в любое время, а не раз в три месяца в Милане или Париже.
Наш журнал, возможно, читают женщины, которым не хватает смелости и каких-то знаний, чтобы начать свое дело или выстроить карьеру. Какие вы могли бы дать им рекомендации? Ведь в мире в целом доминируют мужчины…
Если есть желание построить бизнес, первое, что надо делать, — никого не слушать. Бизнес — это всегда капиталовложение. Ни один бизнес не открывается без хоть каких-то средств, поэтому надо быть осторожной. Бизнес всегда сопряжен с инвестициями — это не игрушки, вы должны трезво оценивать свои возможности. Но я считаю, что женщина способна на все. А человек, который идет в бизнес, как раз и должен быть готов на все. Начинать необходимо с малого. Даже я в свое время мыла окна в ЦУМе и учила других это делать, поэтому знаю, что говорю.
Да, вот мне интересно, обратили ли вы внимание, как с каждым годом росла доля иностранных покупателей в ЦУМе?
До сих пор помню, как в 90-е годы единственными вещами, которые покупали в России иностранные клиенты, были сувениры: хохлома и янтарь. Ни о каком Versace или Valentino даже речи не шло! Сегодня же только от китайских туристов ЦУМ имеет порядка 20% оборота.
Не так давно в связи с санкциями и кризисным периодом в прессе часто муссировалась тема условного «разворота на Восток». Хотелось бы в связи с этим узнать ваше мнение об азиатских дизайнерах.
В этом году я начала за ними внимательно наблюдать. Мы учитываем требования азиатского рынка, закупая специальные размеры, вещи, цвета. Сейчас в нашем магазине работают около 10 человек, говорящих на китайском.
А что вы скажете по поводу российских дизайнеров? Вы обращаете внимание на то, как меняется к ним отношение потребителя?
Можно сказать, что я первой стала поддерживать российских дизайнеров, даже несмотря на то, что мало кто верил в их успех. 10 лет назад я взяла в ЦУМ Вику Газинскую, тогда она не была такой популярной, но мы поверили в нее. И многих дизайнеров, которые сейчас считаются успешными, я старалась всячески поддерживать. Я горжусь, что русские дизайнеры вышли на совершенно другой уровень. Среди них есть по-настоящему талантливые люди, которые делают действительно качественные коллекции.
Как вы думаете, кто задает основные тренды в мировой моде? Редакторы глянцевых журналов, it-girls или дизайнеры? Вы любите читать Сьюзи Менкес, например. Возможно, только к мнению профессионалов такого уровня стоит прислушиваться. Или все зависит от времени?
Я была в России, когда здесь открылся журнал Vogue, потом Harper’s Bazaar, потом Elle… До этого в стране не было глянцевых журналов — они появились в 1995–1996 годах, поэтому моду в то время диктовали преимущественно они. Сейчас в лидерах соцсети, а точнее, it-girls, которые зачастую являются амбассадорами того или иного бренда. На ум приходит недавнее fashion-show Донателлы Версаче, на которое она пригласила знаменитую пятерку моделей из 90-х — муз Джанни Версаче (Карла Бруни, Клаудия Шиффер, Наоми Кемпбелл, Синди Кроуфорд и Хелена Кристенсен). В то время все равнялись на них. Сейчас ориентиры совсем иные.
Алла Константиновна, что для вас означает образ жизни в стиле luxury? Вы живете в нем фактически всю свою жизнь. Вы можете описать это своими словами?
Том Форд говорил: «Для меня жизнь в стиле luxury — это свободное время, в которое я могу делать все, что захочу: никому не подчиняться, ни за что не отвечать и быть свободным». Я буду более прагматична: luxury — это возможность жить так, как тебе хочется. Отдыхать там, где ты хочешь, и наслаждаться жизнью. Почему я стала строить бизнес в luxury? Потому что не знаю, что такое «не luxury». И что это значит для меня? Это значит жизнь, позволяющая дать лучшее моим детям и внукам. Luxury — это, безусловно, и private jets. Большая разница, когда ты летишь джетом или обычным рейсом. Не все имеют возможность это сделать. Но все стремятся к этому. Для меня luxury — это на Новый год взять свою семью и поехать на Аляску, просто сказав: «Ребята, в этом году вы все летите со мной, и я за всех плачу! Берите всех своих друзей и ни о чем не беспокойтесь!» That’s luxury!
Алла Константиновна, мы часто спрашиваем наших гостей о путешествиях. Расскажите, в каких местах вас посещает особое вдохновение? Наверняка есть страны, где вы чувствуете прилив внутренней энергии.
Люблю самую простую деревню в Италии, там я чувствую себя просто замечательно. Мне сейчас интересна Азия. Кстати, я не была в Марокко. Думаю, это место обязательно посещу в ближайшем будущем!
Вы говорите про отдых, но при этом у вас очень напряженный график, вы очень занятая женщина. Можете вспомнить свой самый неудачный отдых?
В прошлом году я попала в Таиланд, на Пхукет, потому что давно там не была, мне туда хотелось, все советовали… Я была разочарована погодой. Тропический ливень просто не позволял выйти из дома! И вот ты лежишь в своей кровати, у тебя шикарная вилла, стеклянный потолок, а дождь не прекращается 24 часа в сутки. И вдруг я встретила Марину Добровинскую и всю ее семью. Мы так замечательно провели отдых, что я не забуду его никогда. Я люблю друзей.
Скажите, как часто вам удается по-настоящему отдохнуть?
Я работающая бабушка, поэтому отдых с внучками мне тоже нужно планировать заранее. Я решила, что август будет месяцем для того, чтобы проводить время с ними. И даже в те моменты, когда работаю, я стараюсь уделять им внимание. Если лечу отдыхать на Новый год, то, конечно же, мне хочется отдохнуть. Но если они едут кататься на лыжах — а бабушка не любит ни снег, ни лыжи (смеется), — то обязательно лечу с ними, так как время, проведенное с внуками, бесценно.