Софья Троценко: «Наша задача — открывать новые имена»
Российский арт-продюсер, основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко рассказала о том, как быть первооткрывателем, как находить общий язык с творческими людьми, и о роли интуиции в своей профессии.
Софья, как вы начинаете свой новый день?
Обычно я просыпаюсь около девяти утра. Завтракаю, если успеваю, дома, но чаще — в «Кофемании», чтобы совместить завтрак с утренними встречами.
Планируете ли вы свою рабочую неделю заранее?
Стараюсь планировать обычно на неделю. Хотя в большинстве случаев даже недельный план тяжело сохранить, всегда будут какие-то изменения.
Расскажите подробнее о вашей деятельности.
Я занимаюсь стратегическим планированием проектов. Возьмем, например, работу в Центре современного искусства «Винзавод»: если мы запускаем проект, то я занимаюсь оперативным управлением, сбором команды, постановкой задач и общим контролем рабочего процесса. При этом в зоне моей ответственности не оперативная деятельность, а общая концепция развития, которую я контролирую путем проведения регулярных встреч с сотрудниками.
То есть на всех ваших проектах есть еще исполнительный директор?
Да, безусловно.
Расскажите, с какими сложностями приходится сталкиваться в стратегическом планировании.
Для меня в стратегическом планировании в сфере культуры нет сложностей, потому что это очень «про меня». Особенность работы в искусстве заключается в том, чтобы найти подход к творческим людям и научиться взаимодействовать с ними, и тогда проекты и идеи успешно реализуются. Моя задача — организовать эти процессы и работу команды.
Как вам удается находить подход к творческим людям?
Думаю, во многом помогает мое образование — хоть оно у меня экономическое, получала я его во ВГИКе, а это все-таки альма-матер для многих творческих людей. Так что с ними я уже давно знакома не понаслышке. Но, в принципе, здесь большую роль играют какие-то субъективные качества.
Интуиция?
Приоритетную роль в данном случае играет не интуиция, а внимание и любовь к людям.
Звучит красиво. Как вы считаете, какими качествами должна обладать женщина-лидер для того, чтобы добиться успехов в наше время?
Мне кажется, в ней должно быть правильное сочетание женственности, ума и характера.
Вы считаете себя лояльным руководителем?
Я прислушиваюсь к мнению коллег, но какой именно я руководитель, мне тяжело судить.
В каком направлении вы планируете развиваться в дальнейшем?
В прошлом году Центру современного искусства «Винзавод» исполнилось десять лет, и в конце года мы объявили наши стратегические направления, представленные поддержкой молодых талантов и деятельностью в сфере образования и просвещения. Последние несколько лет меня очень интересует тема образования в целом и тема образования в культуре в частности. Уже два года я работаю директором школы дизайна РАНХиГС и планирую активно развиваться в этом направлении.
Как вы оцениваете нынешний уровень культуры москвичей? Уровень их вовлеченности в культурные процессы?
Я, наверное, не возьмусь оценивать их уровень культуры, но интерес, по крайней мере, к той сфере, которой мы занимаемся, — современной культуре и искусству — несомненно, растет. Может быть, не в той части, которая была бы важна для галерей и художников, — я говорю сейчас про арт-рынок. Он не растет быстро, но общий интерес развивается, что, с моей точки зрения, уже важно, потому что желание приобретать работы возникнет тогда, когда люди перестанут бояться современного искусства, и оно начнет становиться по-настоящему модным.
А как же ситуация с арт-рынком? Ее может что-то переломить?
Я не специалист в продажах, и продажами мы не занимаемся, но то, что я знаю точно, — ситуация с арт-рынком должна начать меняться. При этом наша задача — формировать процессы в современном российском искусстве и открывать новые имена.
Вам лично не кажется, что современное искусство тяжелее любить, нежели, например, Рембрандта, потому что последнего знает и любит весь мир, а что-то новое еще не всякому дано понять.
Да, это правда. В России очень мало информации про современное искусство. Если в Америке и Европе contemporary art стало появляться еще в 50-е годы прошлого столетия, то в России оно активно присутствует в жизни людей только последние десять лет. У нас мало таких мест, где люди знакомились бы с искусством, и об искусстве мало пишут СМИ. Поэтому такая тенденция абсолютно логична. И потом, у современного искусства не такие открытые и понятные критерии оценки что хорошо, что плохо в отличие от классического искусства. Поэтому тут, конечно, требуется больше времени, чтобы ознакомиться с этими процессами и сформировать свое субъективное отношение, прочувствовать и полюбить его.
Расскажите подробнее о «Винзаводе». С чего все начиналось?
Мы с мужем увлеклись современным искусством, стали путешествовать, знакомиться с тем, как это происходит на Западе, и поняли, что в Москве абсолютно отсутствует такое место, где можно было бы посмотреть и познакомиться с современным русским искусством. Возникла потребность организовать такое пространство, и пришлось здесь сделать «Винзавод».
Сколько времени прошло между возникновением идеи и ее реализацией?
Год. Решение о создании центра было принято быстро. В то время мы познакомились с Колей Палажченко, который в итоге вместе с нами и запускал проект. Вообще у нас собралась хорошая команда, а это значит, что 99% успеха нам было гарантировано.
Что было самым сложным в работе в первые полгода?
Сложным было как раз понимание того, как проект должен работать: насколько 20 000 кв. метров могут эффективно использоваться под современное искусство. Это сейчас вокруг нас проводятся десятки выставок, конференций, лекций, связанных с современной культурой, поэтому мы это воспринимаем как что-то естественное. Но раньше всего этого не было. Приходилось становиться своего рода первооткрывателями.
Когда вы начали получать первую эмоциональную отдачу?
Буквально сразу. Первым нашим проектом, который объединил почти всех современных художников, была выставка «Верю», куратором которой стал Олег Кулик. И для того времени это была уникальная экспозиция такого масштаба, ознаменовавшая собой успешное начало нашей деятельности. Тогда мы объединили в одном пространстве более 50 художников. Сейчас их уже не 50 — в несколько раз больше, и мы гордимся тем, что в этом есть немалая заслуга «Винзавода». Мы открываем новые имена в искусстве, знакомим этих людей с публикой вот уже более десяти лет благодаря таким нашим проектам, как, например, «Старт».
Расскажите о проекте «Старт».
С первого года работы мы стали получать письма от молодых художников с вопросом, что им делать после окончания Суриковки или Строгановки. Мы поняли, что важно придумать некий формат, который давал бы возможность этим художникам после окончания вузов профессионально развиваться. Так появился проект «Старт», которому в этом году исполняется 10 лет! Сегодня для профессионального сообщества и ценителей современного искусства он является источником новых талантов. Думаю, больше половины молодых художников, которых мы сейчас знаем, делали свои первые проекты именно на «Старте».
Как вы отбираете людей для этого проекта?
Сбор заявок молодых художников производится на сайте проекта. Принять в нем участие может любой желающий — ограничений всего два: возраст до 35 лет и гражданство РФ. Далее оценку и отбор лучших проектов производит экспертный совет «Старта», состоящий из профессиональных кураторов, а также куратора проекта. Но есть и еще способ получить возможность организации первой профессиональной выставки на «Винзаводе»: мы регулярно проводим портфолиоревю творческих и художественных вузов по всей России, и по его итогам куратор может предложить экспертному совету рассмотреть проект того или иного молодого художника.
То есть это не основано на интуиции, даются характеристики?
Да, конечно.
Я знаю, что вы коллекционируете фотографии. Расскажите, пожалуйста, как вы отбираете работы?
Коллекционирование для меня — скорее эмоциональная составляющая, а не стратегическая. Мне нравится архитектурная и репортажная фотография, но мой выбор зачастую спонтанен: я могу просто прийти на выставку, и, если мне что-то понравится, обязательно куплю работу.
Вы сами пробовали фотографировать?
В этом деле я убежденный любитель. Но помню, когда только начала заниматься современным искусством, фотографией, мой муж на радостях подарил мне профессиональную фотокамеру, которую я ни разу не взяла в руки...
А где вы черпаете вдохновение?
Мои путешествия делятся на рабочие поездки и отдых. К сожалению, плотный график не позволяет совершать много профессиональных поездок, тем не менее я старюсь посещать, например, арт-ярмарку Vienna Artfair или Freese London, чтобы понимать тенденции и тренды. В целом я люблю путешествовать для того, чтобы сменить обстановку. Особое место в моем сердце занимает Италия.
Италия? Где вам больше нравится?
В Тоскане. Там прекрасное сочетание истории, архитектуры, хорошей погоды, приятных людей и великолепной кухни.
Сейчас очень популярны нестандартные маршруты путешествий.
Вы правы, и с учетом того, что у меня двое взрослых сыновей, мы часто совершаем не совсем ординарные поездки. Самые необычные путешествия, которые у меня были, — по Аляске, Перу, Боливии и Чили.
Есть в ваших планах еще планах какие-нибудь места?
Очень хочется посетить Аргентину. Мне интересна Южная Америка в целом, но пока главная цель — это Аргентина.
Софья, что дает вам жизненные силы? Энергию для того, чтобы к чему-то стремиться: просыпаться утром и двигаться дальше?
Моя семья — это место, где я восстанавливаюсь эмоционально, но драйв мне в большей степени дает работа.
Какие советы вы могли бы дать женщинам, которые хотят начать собственный бизнес, но пока не решаются это сделать по каким-то причинам?
Один совет — решиться! Решиться и попробовать, потому что без этого невозможно понять, можешь ты или нет. Кроме того, даже если у тебя есть какая-то большая цель, по дороге к ней ты наверняка сделаешь что-то, и пусть у тебя может не получиться, но ты все равно хотя бы попытаешься.
Очень многие женщины говорят, что они не могут заниматься бизнесом из-за того, что у них много детей, муж требует много внимания, поэтому у них не получается. Что вы думаете об этом?
Это имеет место быть, но здесь очень многое зависит от мужчины: если он готов тебя делить с твоими профессиональными успехами, то он всегда поддержит.
У вас есть мечта, которую вы хотели бы воплотить?
У меня есть одна глобальная и важная для меня цель — изменить систему образования в сфере культуры в России в ближайшие пять-десять лет.