Electra запускает гибридно-электрический самолет EL9 STOL
Electra представила свои планы по созданию гибридного самолета EL9 с ультракоротким взлетом и посадкой (STOL) на 9 пассажиров, который будет использовать распределенную электрическую тягу и технологию продуваемого крыла для взлета с взлетно-посадочной полосы длиной всего в 45 метров. Назвав EL9 «просто самолетом», генеральный директор Electra Марк Аллен заявил, что открытие знаменует собой запуск реального продукта, а не его видения. «Это не прототип. Это не концепция. Это продукт, это реальный, меняющий мир продукт», — сказал бывший старший руководитель Boeing.
Планируемый к выходу на рынок в 2029 году, EL9 разработан для поддержки концепции того, что Electra называет прямой авиацией, — возможности лететь из точки в точку, напрямую туда, куда хочет пассажир, будь то парковка, вертолетная площадка, травяное поле, небольшой региональный аэропорт или другая традиционная аэропортовая инфраструктура. Сверхкороткий самолет способен приземлиться на пространство размером с футбольное поле. Electra стремится вывести на рынок доступный самолет, который решает проблемы, связанные с доступом, шумом и выбросами, добавил Аллен.
Цель состоит в том, чтобы предоставить EL9 возможности eVTOL или вертолета для гибкости взлета и посадки, но с дальностью полета в 2000 километров с резервами IFR и крейсерской скоростью 320 км/ч. «Он представляет собой производительность, подобную вертолету, при безопасности и более низких уровнях стоимости самолета с фиксированным крылом», - утверждает Аллен.
В грузовой или пассажирской конфигурации EL9 сможет перевозить 9 пассажиров с багажом — или 1360 килограмм груза — на расстояние 611 километров. Самолет с электродистанционным управлением спроектирован для двух пилотов, но оснащен технологией Safe Single Pilot для операций с одним пилотом.
Самолет будет оснащен турбогенератором Safran TG 600, который будет приводить в действие 8 двигателей, по 4 на каждом крыле, и 4 независимых аккумуляторных блока, расположенных в нижней части. Установленный ближе к хвосту на E9, турбогенератор будет подзаряжать батареи в полете, устраняя необходимость в зарядной инфраструктуре на земле. При необходимости, например, в населенных районах, чувствительных к шуму, самолет сможет летать полностью на электроэнергии.
Electra заявила, что сочетание выдуваемого подъема и распределенной электрической тяги обеспечит возможность безопасных, контролируемых операций на скорости всего лишь 65 км/ч для захода на посадку с короткой полосы. Под действием аэродинамического эффекта выдуваемого подъема поток воздуха увеличивается над крылом, создавая подъемную силу на гораздо более низкой скорости полета, чем у обычных самолетов. Помимо сертификации и выхода на рынок в 2029 году, Electra планирует начать летные испытания в 2027 году.
В дополнение к турбогенератору Safran Electra выбрала средства управления полетом Honeywell. Далее, возможно, в первой половине следующего года, будут приняты решения по кабине экипажа, двигателям и аккумуляторам.
Запуск модели состоялся через год после летных испытаний прототипа Electra, двухместного EL2 Goldfinch, который налетал около 60 часов. По словам компании, прототип подтвердил технологию Electra для EL9, оправдав все ожидания.
Компания заявляет о предварительных заказах на более чем 2100 EL9, которые компания оценивает в $8 млрд. Аллен сообщил аудитории, среди которой были руководители некоторых из 52 ее клиентов, что компания начала принимать депозиты, чтобы они могли обеспечить раннее размещение в очереди поставок. Помимо клиентов, программу поддерживают многочисленные инвесторы, включая Lockheed Martin Ventures, Honeywell, Safran, Virginia Innovation Partnership Corporation, Statkraft Ventures и другие частные организации.
Electra, которая продолжает рекламировать военную версию EL9, получила поддержку от правительственных программ, в которых участвуют армия, военно-воздушные силы и военно-морской флот США. В объявлении на этой неделе NASA назначило Electra руководителем группы партнеров, разрабатывающих технологии и концепции самолетов для коммерческих авиалайнеров следующего поколения.
Подчеркивая, что компания обладает «гибким мышлением», Аллен заявил, что с EL9 Electra начинает «с малого», но технологии и видение можно масштабировать на гораздо более крупные самолеты.