Как важно быть нейтральным
Современное состояние яхтенной индустрии можно назвать переходным периодом. Через 25 лет согласно требованиям Международной морской организации все верфи мира должны стать углеродно нейтральными. И вот перед нами разворачивается картина, где производители предлагают разные решения этой задачи. Кто-то выбирает электромоторы, кто-то - солнечные панели, кто-то видит новое будущее в биотопливе, а кто-то - в водородном.
Есть верфи, которые торопятся предложить свое видение будущего, а есть и такие, что пока наблюдают за опытом остальных и внедряют новые решения очень осторожно.
Среди последних – легендарная итальянская верфь Riva, как, собственно, и весь концерн Ferretti Group, в который она входит. Особый статус верфи, которая строит яхты с классическими пропорциями для весьма консервативной аудитории, использует в отделке много «несовременного» натурального дерева и камня редких видов, не позволяет шокировать моментальным переходом к новым реалиям. И Riva решила, что называется, начать с малого. Для «электрификации» была выбрана самая маленькая и, по мнению многих, самая стильная модель в линейке – Iseo. Прототип ее версии, оснащенной электрическим двигателем, был продемонстрирован осенью 2022 года на Monaco Yacht Show. Первую из запущенных в серийное производство Riva El-Iseo мы увидели в начале этого года на выставке яхт boot Düsseldorf в Германии. Почему прошло так много времени? Этот вопрос волновал представителей яхтенных СМИ на выставке в Дюссельдорфе: ведь Riva в последние годы очень активно обновляет и пополняет модельный ряд.
Генеральный директор Ferretti Group Альберто Галасси рассказал нам на boot Düsseldorf, что основным поводом для беспокойства при разработке El-Iseo была безопасность и надежность батареи. На тестирование разных вариантов ушло несколько месяцев, а только на основательные тесты батарей выбранного производителя в море потратили полгода. Участившиеся за последнее время случаи возгорания батарей, установленных на водную технику, при перегреве на солнце заставили инженеров Riva особенно тщательно продумать систему охлаждения блоков питания. В итоге их не только защитили термоизолирующим материалом, но и подвели к ним систему охлаждения жидкостью. Вопрос с простотой доступа к блокам питания El-Iseo решили, разместив их в двигательном отсеке на уровне между кормовым солярием и диваном в кокпите.
Riva El-Iseo получила три режима хода, которым на верфи даже придумали отдельные названия: Adagio, Andante и Allegro.
Первый – «адажио» – это полностью экологичный режим, при котором работает только электромотор: он работает на скорости до пяти узлов, зато вы сможете не заряжать батарею на протяжении 10 часов.
Второй – «анданте» – делает возможности ElIseo равными возможностям любой яхта аналогичного размера, то есть лодка легко разгонится до 25 узлов.
Третий – «аллегро» – это скоростной режим, на котором вы сможете выйти на скорость до 40 узлов.
Однако стоит помнить: как только заряд батареи опустится до 20%, лодка автоматически перейдет в режим «адажио». Зарядиться до отметки 80% вы сможете меньше, чем за полтора часа. То есть, буквально за время обеда в любимом ресторане на берегу. Согласитесь, такой уровень комфорта стоил того, чтобы ждать. И разумеется, никаких компромиссов в отделке и внешнем виде. Riva всегда остается собой.