Покупка яхты: что предусмотреть и как определить расходы на содержание?
Содержание яхты — это не только стоимость самой лодки, но и ежегодные расходы на техническое обслуживание, ремонт, топливо, налоги, стоянку, страховку и зарплату экипажа. Все это нужно учитывать будущему владельцу еще на этапе планирования покупки.
Содержание яхты
В городах и странах, расположенных на побережье теплых морей, часто стоят пришвартованные на пристанях частные яхты. Попробуем прикинуть, сколько стоит статус судовладельца 45-футовой лодки.
Считается, что средние расходы в год даже на бывшую в эксплуатации лодку составляют 10 % от рыночной стоимости новой модели. Фактическая стоимость содержания яхты может превысить или уменьшить планируемую цифру. На итоговую сумму влияют не только тип судна, но и возраст, место базирования и другие факторы. Самостоятельное проведение обслуживания и ремонта также поможет снизить затраты.
Налог
Каждый судовладелец России обязан оплачивать транспортный налог. Сумма платежа зависит от мощности двигателей и ставки, действующей в регионе регистрации судна.
Можно уменьшить нагрузку, учитывая особенности налога:
- ставка на яхту в 2 раза выше, чем для катера;
- разграничение по категории судов законодательно не установлено — лодка может проходить как катер или яхта.
Экономный собственник вместо 40 рублей за л.с. ежегодно оплачивает только 20. Для этого в договоре купли-продажи судно должно называться катером. В этом случае размер налога при мощности двигателей 700 л.с. равняется 700*20=14 000 руб. в год. Плата за яхту (по документам) составит 700*40=28 000 руб. в год.
Страховка
Владельцы яхт в России часто не оформляют страховку. В странах Европы это невозможно. Часть собственников судов для сокращения расходов покупают дешевую страховку и выбирают повышенную ставку франшизы. Этот вариант позволяет тратить на страхование минимальную сумму, но рассчитывать на компенсацию только при серьезных поломках.
Например, расходы не компенсируют при выходе из строя запчастей на 5 000 долларов и франшизе стоимостью 5 000 долларов. При затратах в сумме 7 000 долларов владельцу выплатят 2 000. Небольшая по сумме франшиза приводит к увеличению не только стоимости страхового полиса, но и суммы выплат.
Владельцам лодки придется принимать решение с учетом опыта и времени эксплуатации судна. При частых выходах в море лучше выбрать страховку за 5 000-7 000 евро, при редких путешествиях — полис за 1000 - 2000 евро.
Техобслуживание и сервис
Потребность в техническом обслуживании зависит от моточасов работы двигателя судна. Эксплуатационные расходы учитывают даже когда катер год стоял у причала, но генератор работал.
Условным параметром для необходимости ремонта и обслуживания считаются 150 моточасов работы двигателя. За это время мотор расходует меньше 10 000 литров горючего при норме 60 л/час. При этом не редкость случаи, когда за сезон яхта нарабатывает больше моточасов, а регламентные работы не требуются.
Стоянка и зимовка
Яхте, как и любому транспортному средству, требуется место на стоянке. Небольшой катер легко пришвартовать на собственном причале. Для яхт большего размера понадобится марина — организованная стоянка. При выборе места хранения вашего судна лучше отталкиваться от страны, в которой планируете побывать.
Стоимость стоянки зависит:
- от размеров яхты;
- от города и страны размещения;
- от категории марины.
Затраты на стоянку зимой и летом сложнее рассчитать, чем другие расходы. Предложения яхт-клубов в разных городах отличаются по ценам и уровню сервиса.
При подсчете учитывают:
- округление при расчетах длины катера до 15 м, если параметр составляет больше 14 м;
- стоимость стоянки в Москве варьируются в пределах 3-6 долларов за м/сутки;
- зимнее хранение отличается по цене и типу: открытого (под тентом) или закрытого (в эллинге);
- в РФ лето считается с мая по октябрь (180 суток), расходы за сезон составят 8 100-16 200 долларов.
Полученные цифры приблизительные, в клубах России часто предлагают скидки на оплату годовой стоимости стоянки (летом на воде + зимой на берегу). Часть компаний включает в цену зимнее хранение. Содержание яхты в эллинге — дорогостоящий вариант. Катер небольшого размера проще перевезти к дому и накрыть тентом.
Место приписки и базирования
Расходы на спуски и подъемы, швартовку, обслуживание двигателя и корпуса напрямую зависят от сложившихся цен в порту приписки и базирования судна. Размер налогов и пошлин также определяется государством, где хранится парусник. Например, расходы на стоянку в Европе выше, чем в маринах южных широт. Содержание катера в Москве обойдется в большую сумму, чем в Черногории, Греции или Хорватии. Затраты составят около 10 000 долларов в год, что примерно равняется ценам во Франции. Более экономичный вариант — хранить яхту в Турции.
Экипаж
Капитан и матрос — это минимум экипажа лодки. В большинстве случаев судовладелец 14-метровой яхты сам стоит за штурвалом или временно нанимает капитана или механика. Роль матроса теоретически может выполнять член семьи: специальные навыки для швартовки не понадобятся.
Самостоятельное управление разрешается только судном длиной до 20 м. При превышении размеров плавсредства потребуется пройти обучение. Проще нанять на работу пару человек: капитана и матроса. Гонорар обслуживающего персонала из двух человек зависит от цен в порту приписки судна. Расходы при найме экипажа на постоянную работу составят более существенную сумму.
Средний расход топлива на 100 км
Парусная яхта часто обходится без горючего, но топливо для моторной лодки понадобится в огромных количествах. Сумма затрат по этой статье расходов для разных типов судов сильно отличается.
Для оценки расходов понадобится знание мощности двигателя, а также автономного дизель-генератора.
Количество топлива можно примерно рассчитать:
-
Для определения среднего расхода горючего для моторной яхты нужно мощность двигателя в л.с. разделить на 16. Например, на 80 л.с. понадобится 80/16=5 л/ч.
-
Среднее количество топлива для дизель-генератора определяется по формуле: мощность в кВт/5 и составляет при мощности 10 кВт — 10/5=2 л/ч.
Путем умножения полученных цифр на среднее количество часов, за которое яхта преодолевает 100 км, можно определить расход топлива на это расстояние.
Прочие расходы
Среди других расходов на содержание яхты большого размера можно учитывать траты на уборку при найме клининговой компании. Поддерживать чистоту на маленьком судне легко самостоятельно. Чистящие средства требуются не часто, поэтому эта статья расходов не составит большую сумму.
Со временем у судна могут появляться проблемы, поэтому покупка подержанных лодок часто считается выгодной. Такие яхты прошли необходимые проверки, а сломанные узлы и детали уже заменены.
Примерная итоговая стоимость в год
Расходы на содержание яхты сложно посчитать, если неизвестна частота использования судна и маршрут передвижения в путешествиях. Курсы валют и цены в странах сильно различаются, поэтому для расчета применяется универсальная формула. Считается, что содержание яхты в год составляет 7-10 % среднегодовой цены судна.
Уменьшение затрат возможно при соблюдении правил, в которые входят:
- редкий выход в море;
- аккуратное использование двигателя;
- организация собственного причала;
- выбор недорогой страховки.
Для яхты
Главное преимущество владения парусником — удовольствие. Путешествие на собственной яхте не принесет ожидаемого наслаждения, если постоянно думать о тратах.
Предстоящие затраты можно только прикинуть, а оценка расходов в большей степени зависит от места эксплуатации. При этом годовая стоимость обслуживания яхты длиной 20 м может составлять 150 000 евро ежегодно, а 40-метровый парусник — забирать каждый год около миллиона евро.
Для суперъяхты
Суперъяхта — дорогое удовольствие, стоимость которого варьируются от десятков до сотен миллионов долларов. В немногочисленный список владельцев таких кораблей входят чертовски богатые люди. Например, крупнейшая в мире 180-метровая яхта Azzam — яркий пример супермоделей. Судно обошлось владельцу, Халифу ибн Зайд Аль Нахайяну в 611 млн. долларов.
Расходы на обслуживающий персонал суперсудов тоже составляют внушительные суммы. Например, жалование капитана зависит от квалификации и размера катера и варьируется от 7 500 до 20 000 долларов в месяц. Зарплата другого персонала составляет от 3 000 до 8 000 долларов в месяц. Затраты составят огромную сумму, учитывая что экипаж Azzam состоит из 50 человек.
На судах меньшего размера Maltese Falcon и Venus, длина которых 88 и 78,2 м, работают 18-22 человека. Экипаж 155-метровой яхты султана Омана Al Said состоит из 54 человек. При этом с командой таких судов часто заключается годовой контракт вне зависимости от времени плавания в год.
Приличную сумму придется заплатить и за место стоянки катера. Самый бюджетный вариант обойдется в 1 200 долларов в месяц. Суперъяхты отличаются и прожорливостью. Так, Роман Абрамович потратил 1 млн. долларов на заправку полбака своей 163-метровой Eclipse. Не стоит забывать о затратах на декор, связь, покупку продуктов, напитков и развлечения, на которые при подготовке к сезону владельцы тратят больше 50 000 долларов.
Несмотря на расходы сегодня в мире строятся сотни суперлодок, а показатель проданных моделей превышает отметку 300 единиц в год. В топе владельцев суперъяхт американцы составляют больший процент — 14%. На втором месте списка расположились русские, а на третьей строчке — азиаты.