Главная Публикации Бизнес-авиация Рождение легенды: как создаются «Пилатусы»

Рождение легенды: как создаются «Пилатусы»

Текст: Дмитрий Петроченко

Когда впервые приезжаешь в Штанс, сразу сложно догадаться, что ты оказался в авиационной столице Швейцарии. Уютно расположенный в долине среди белоснежных гор и голубых озер город больше напоминает красивые зарисовки из дорогих путеводителей, но со своей неповторимой атмосферой и природой. И только когда оказываешься на аэродроме Буокс, понимаешь, что первое впечатление ошибочно. Несмотря на небольшие размеры, здесь постоянно что-то летает, рулит, запускает двигатели. 

Авиацией здесь пропитано все. Ну а главные герои — многочисленные РС-12, РС-6 и новые РС-24. Ежегодно клиенты получают более сотни новых самолетов, еще такое же количество прилетает на ремонт, модернизацию или установку нового интерьера. Как вы догадались, сегодня наш рассказ пойдет об авиационной империи Pilatus Aircraft. 

История Pilatus Aircraft — это история самой известной альпийской страны. Для того чтобы подробно рассказать о почти восьмидесятилетней истории компании, понадобится очень много времени, поэтому мы решили сфокусироваться на современной жизни швейцарского производителя. Как сказал нам одни из жителей Штанса, «Пилатусы» рождаются уже красивыми и сильными. Это происходит всегда строго по плану — совершенный, выверенный десятилетиями швейцарский механизм не дает сбоев. Не успела еще секундная стрелка коснуться своего закономерного предела на часовой шкале, как со стапелей завода в Штансе уже сходит новый, очередной и все же неповторимый новенький «Пилатус» — позвольте называть его именно так. 

Проекты и предприятия

Ну что же, пройдемся по заводу, но сначала немного статистики. Ежегодно компания передает клиентам более ста самолетов РС-6, РС-12, РС-21, скоро к ним присоединится и первый в истории компании бизнес-джет РС-24. Если говорить сухими цифрами, то ежегодный оборот компании вот уже на протяжении последних трех лет превышает отметку в CHF 1,1 млрд, а портфель заказов — CHF 1,4 млрд. Прибыль в прошлом году составила CHF 191 млн ($199,5 млн). Объем продаж в прошлом году остался на уровне 2015 года при том, что Pilatus увеличил инвестиции в опытно-конструкторские работы до CHF 150 млн. Рост этих расходов был запланирован, так как компания проводит испытания нового реактивного PC-24. 

На заводе работают почти 2000 человек, а само производство позволяет предприятию практически полностью обходиться собственным инженерным потенциалом. Помимо Швейцарии, Pilatus Aircraft имеет свои филиалы в американском Колорадо, где расположен центр кастомизации самолетов, и «австралийскую дочку» Pilatus Australia Pty Ltd, которая отвечает за продажи в регионе. 

Есть и свой «китайский проект» — СП Pilatus Aircraft Industry (China). Совместное предприятие Pilatus Aircraft Industry (China) Co., где партнером швейцарского производителя выступила Beij ing Tian Xing Jian Yu Science Co., Ltd. со штаб-квартирой в Чунцине, с 5 августа 2013 года приступила к реализации проекта по производству компонентов самолетов PC-6 и PC-12. При этом в контракте четко прописано, что речь идет исключительно о гражданских версиях самолетов (компания не будет участвовать в производстве компонентов для военных самолетов PC-21, PC-9M и PC-7 MkII). В настоящее время подписаны контракты на поставку 50 PC-12/PC-6 для китайских заказчиков.

В Pilatus Aircraft считают, что создание совместного предприятия в Китае окажет положительное влияние на производственную деятельность в Швейцарии. Однако истинная причина запуска китайского СП кроется в другом. Дело в том, что Pilatus Aircraft не может продавать самолеты в Китай без создания совместной компании. В СП Pilatus Aircraft имеет контрольный пакет акций, однако количество собственных акций в СП швейцарский производитель не разглашает — какая-никакая, но все-таки коммерческая тайна. Вот такой ход в Поднебесной.

Место действия  

Современный комплекс Pilatus Aircraft состоит из огромного офисного здания и нескольких цехов, где производятся компоненты для будущих самолетов и происходит процесс окончательной сборки. Основной визитной карточкой и главным мозговым центром завода в Штансе является восьмиэтажное офисное здание. Именно в его стенах, в массивных чертежах инженеров и на компьютерных экранах мониторов дизайнеров впервые появляется то, что впоследствии весь мир называет самолетами Pilatus Aircraft. Отсюда управляются процессы сборки, и здесь заключаются многомиллионные договоры, проходят встречи с клиентами и журналистами, а на самом верхнем этаже расположены огромная столовая и ресторан для персонала. 

Предпочтительный вид транспорта для передвижения сотрудников по территории завода — велосипед, но мы обошлись пешей прогулкой, так как уже метрах в пятидесяти от главного офисного здания находится сердце завода — первый и основной цех по производству того, что впоследствии превратится в легкий и сверкающий в небе самолет. Все металлическое — от мелких дверных замков до частей крыльев и фюзеляжа — делается именно в стенах этого цеха. Рабочих в помещении очень мало, все предельно автоматизировано, а в совершенстве подогнанные 60 лет назад деревянные полы до сих пор продолжают идеально снижать уровень вибрации в цехе, позволяя инженерам создавать детали с филигранной швейцарской точностью. 

В этом цеху есть свои ноу-хау, одно из них — абсолютно точное фрезерование и формирование алюминиевого листового металла в конструкции оптимизированных компонентов. Оно является торговой маркой группы Pilatus Manufacturing, а высококвалифицированные сотрудники гарантируют отличный конечный продукт высокого качества по всем направлениям производства. Этот цех — стартовый в производстве самолетов «Пилатус», и именно из его дверей все части фюзеляжа и крыльев отправляются на заводы в Польшу и Чехию, где после качественной сборки и клепки они приобретают знакомые нам неповторимые формы. 

Очень интересный факт: Pilatus Aircraft одним из первых в мировом авиастроении стал использовать композитные материалы в создании некоторых деталей для своих самолетов, в частности, в моделях PC-12NG и PC-21. Пластичность, прочность, долговечность, отличная аэродинамика и значительное облегчение взлетной массы летательных аппаратов — все эти качества вот уже несколько лет по достоинству оценивают пилоты и покупатели самолетов швейцарской авиастроительной компании. Среди композиционных материалов, используемых Pilatus Manufacturing, можно выделить пластик, армируемый борными, углеродными и стеклянными волокнами, или алюминий, армированный стальными или бериллиевыми нитями. Если комбинировать содержание компонентов, можно получать композиты разной прочности, упругости, стойкости к абразивам. В дополнение к производству компонентов для Pilatus композитный цех производства также предоставляет инновационные решения по желанию клиентов, поставляет творческие продукты самого высокого качества, изготовленные по спецификации заказчика в отдельно согласованные сроки. И вот уже куколка превращается в бабочку...

Третий и самый большой цех на заводе в Штансе одновременно может вместить в себя порядка 40 девственных фюзеляжей, вернувшихся от чешских и польских сборщиков и клепальщиков. Здесь наконец готовый к окончательной внутренней и внешней доработке самолет обретает свое сердце — двигатель Pratt & Whitney Canada. По миллионам проводов начинает бежать ток, оживает авионика, и у еще зеленых «Пилатусов» в буквальном смысле слова вырастают крылья! Отсюда уже практически самостоятельно, но еще под бдительным руководством небольших, но мощных тягачей новорожденные железные птички совершают свой первый короткий путь на новеньких и упругих баллонах шасси. 

Следующая цель их маршрута — цех покраски! Процесс покраски самолета не так прост, как может показаться вначале. Он происходит в специальном ангаре с соблюдением особых условий для полноценной и безопасной работы: определенные температура и влажность, системы очистки воздуха, специальные компрессоры для приточной и вытяжной вентиляции. Чем лучше оборудование и чем точнее соблюдаются все специальные условия, тем качественнее и долговечнее лакокрасочный слой. Используемая в авиации краска — специальная полиуретановая. Она имеет два основных компонента — сама краска и отвердитель — плюс специальные добавки, разбавители, разжижители. 

После высыхания базового слоя начинается, пожалуй, самая трудоемкая операция нанесения на поверхность всевозможных масок и трафаретов. Они должны закрыть те части, которые не надо окрашивать дальше. В зависимости от цветовой схемы окраски такая операция производится несколько раз. Все процедуры с последующей краской осуществляют с промежуточной просушкой каждого слоя. В зависимости от сложности ливреи, обилия знаков и надписей, размера самолета процесс может занять от трех-четырех дней до недели, а то и больше. 

При необходимости после окончания всех этапов покраски на воздушное судно наносят слой защитного глянцевого лака. Он усиливает атмосферостойкие качества покрытия, выравнивает глянцевитость покраски и придает технике парадный — «товарный» — вид. Толщина готового лакокрасочного покрытия при использовании хороших современных полиуретановых компонентов не превышает 0,2 мм. И весит такое покрытие, к примеру, на PC-12, около 70 кг. 

«Деревянный ангар» — так называют на заводе последний из цехов, куда после покраски прибывают новички «Пилатуса». Этот огромный, от стен до потолка отделанный высококачественной древесиной зал и будет их последним прибежищем на пути к долгим и тщательным наземным и воздушным испытаниям. В этих стенах самолет приобретает свое неповторимое внутреннее убранство и сюда возвращается после испытательных полетов. Деревянный ангар с распростертыми объятиями ежегодно принимает в свое лоно и десятки самолетов марки «Пилатус» для планового технического обслуживания со всех концов земного шара. 

Ну и главная гордость Pilatus — лучший и самый современный в Европе полностью автоматизированный складской центр. Его построили совсем недавно, в 2016 году. Комплекс состоит из отдельных автоматизированных складов, которые используются для хранения и складирования комплектующих и различных деталей производителя самолетов. Управление осуществляется с помощью специального программного обеспечения. 

Технологии производства

Большое внимание на Pilatus Aircraft уделяется развитию технологий производства, модернизации оборудования и развитию научно-производственной базы. Развитие ключевых компетенций (технологий) — одна из главных задач, стоящих перед производителем. Это основные технологии, обеспечивающие производство современных самолетов с требуемым качеством и эффективностью. Не случайно и для модернизации складского хозяйства Pilatus Aircraft выбрал последние достижения, инновации и технологии.

  

Несколько слов о внутреннем дизайне интерьеров новых самолетов «Пилатус». Существуют специально разработанные и утвержденные шесть цветовых схем, а также соответствующие всем стандартам удобства и безопасности материалы для внутренней отделки самолетов Pilatus Aircraft. Естественно, любой заказчик вправе изменить внутреннюю отделку своей покупки — стоит только пожелать! Техническое обслуживание бывших в эксплуатации самолетов также происходит в отдельно стоящем от завода ангаре, на территории аэродрома в Штансе. Оттуда же большинство самолетов и отправляется на свои летные испытания, а проверенные и доработанные железные птички уходят к своим многочисленным клиентам.

 *Данные предоставлены компаниями Клуб «Бизнес Авиация» и Jet24. В расчетах использованы средние рыночные цены и показатели.

Как все совершенное и динамичное, завод «Пилатус» не стоит на месте. В 2017 году закончатся испытания нового реактивного самолета PC-24, что само по себе будет мощным прорывом в истории Pilatus Aircraft. 

Возврат к списку


Сообщение принято

Мы свяжемся с вами в ближайшее время