Александр Раппопорт: «В городе, в котором открываешь ресторан, надо жить» | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
18.07.2018
Мнения

Александр Раппопорт: «В городе, в котором открываешь ресторан, надо жить»

Своими мыслями о последних трендах гастрономии, о том, как открыть ресторан и сделать его успешным, а также как правильно расставить жизненные приоритеты, поделился Александр Раппопорт, московский интеллигент, ресторатор и адвокат.

Александр Леонидович, однажды вы признались, что не любите «толпу», но с тех пор, как начали вести ресторанный бизнес, вы вновь стали героем светской хроники. Не противоречит ли это вашим внутренним ощущениям?

Я не считаю себя активным светским персонажем. Ресторанный бизнес предполагает публичность, но я никогда не посещаю мероприятия лишь потому, что туда нужно прийти. Исключения — это важные мероприятия для бизнеса либо праздник друзей или близких мне людей.

Ранее вы говорили, что ресторанномубизнесу уделяете 10–15% своего времени, а адвокатской практике — 75%. Изменились ли приоритеты сейчас?

Ресторанный бизнес занимает достаточно серьезное место в моей жизни, сейчас — около 60% моего времени, но если он остановится, моя жизнь не изменится. А вот без адвокатской деятельности я с трудом ее представляю.

У вас порядка 16 ресторанов с различной кухней, форматом: тяжело ли нащупать аудиторию для каждого?

Не устаю повторять: делать ресторан можно только там, где ты чувствуешь и понимаешь людей, место, атмосферу города, его потребности. Поэтому в любом другом городе мне сложно открывать рестораны. В Санкт-Петербурге их два, и они нормально себя чувствуют, но я не могу уверенно сказать, что их понимаю: в какое время люди приходят или не приходят и почему, что им нужно… Поэтому в городе, в котором открываешь ресторан, надо жить. Основа ресторана — это люди, которые ходят туда поесть. Если их волна не сойдет, несмотря ни на что, значит, ресторан получился. Мы ориентируемся на бизнес: здесь нет ни патриотизма, ни чего-то еще — в первую очередь это люди, живущие в Москве. Поэтому в ближайшее время, несмотря на множество предложений, открытие ресторанов в европейских столицах или Америке не стоит на повестке дня. Пробуем открыть рестораны в России по франшизе, где наши — модель, концепция, идея, но непосредственно в оперативном управлении сами не участвуем.

Ваш успех воспринимают как часть гастрономической революции в России.

Я как адвокат все-таки исхожу из того, что самое главное — это определение: очень важно понять, что подразумевается под гастрономической революцией. Если мы говорим, что это нечто резкое, абсолютное изменение подхода к еде, то она произошла в 1990-х одновременно с политическими и экономическими переменами. В сравнении с советской кухней, советским подходом к общепиту это была абсолютно другая еда, другой подход... Причем ресторан в 1995 году и сегодня — это прямо противоположные вещи! Поэтому все, что происходит сегодня в кулинарии, я бы назвал не «революцией», а «эволюцией», и Россия — часть мирового процесса, пусть со своими особенностями: усиливаются какие-то тренды, появляются свои продукты… Да, у нас яркие рестораны, но всерьез говорить о том, что они одни из лучших в мире, — это по меньшей мере смешно.

Чем же можно удивить посетителя? Русской кухней?

Самое главное в ресторане — это концепция. Если она есть, все остальное вторично. Винная карта будет зависеть от существующей концепции. В таком ресторане, как «Доктор Живаго» или «Восход», российских вин будет 60–70%. В «Тоторо» же представлены все виды существующих в мире саке и 30 видов японского пива. Это часть концепта! Сегодня сложно найти нормальные русские рестораны, в Москве их можно пересчитать по пальцам одной руки. А итальянских и японских — множество. Например, «Пушкинъ» для меня — выдающийся, прекрасный российский ресторан. Это высокая дворянская кухня конца XIX века, в нем все правильно, но в Москве такой ресторан один. Может, еще три-пять, а должно быть большинство! Необязательно традиционных, старинных, необязательно «аттракционов» в хорошем смысле, каким является «Пушкинъ», а обычных ресторанов — это база, которая должна быть! А мы все смотрим в сторону Италии, Франции, Китая и чего-то еще… Основная проблема в том, что высокое развивается от общего и  никогда — наоборот. Если вы отъезжаете на 50 километров от Москвы и не в сторону Рублевки, становится грустно. Конечно, где-то неожиданно появляются жемчужины, о которых потом все говорят. Но если во Франции или Италии заедете в любую — любую! — деревню, у вас всегда есть шанс нарваться на нечто абсолютно  выдающееся.

Это связано с отсутствием кадров?

У нас все зиждется на самородках. Нет общей системы, которая готовит и развивает людей, способных сегодня, когда весь мир взаимодействует, после окончания кулинарного ПТУ включиться в общий процесс, проходить стажировки. Они не знают иностранных языков. В России, наверное,
у 15–20 человек есть потенциал стать выдающимися поварами. Но этого катастрофически мало! Понимаете, их должны быть тысячи!

Но Москва и Питер все же развиваются в русле мировых трендов. Какие тенденции, которые будут определять нашу гастрономию, к примеру, ЗОЖ, или палеокухня, вы бы отметили?

В отличие от Лиона, по праву считающегося гастрономической столицей Франции, Петербург таковым у нас в России не является. Москва в этом отношении точно передовая. При этом, в отличие от всего другого мира, Россия и, в частности, Москва очень консервативны. Представить, что здесь может стать популярным мексиканский или бразильский ресторан, не говоря о более экзотических, практически невозможно. Чтобы пробить стену, надо уловить, чем люди заинтересованы. ЗОЖ или палеокухня — это все равно ниша, нигде в мире они кулинарным трендом не являются, даже в Калифорнии, где зародилась идея палео. Это модно, но представить, что они захватят весь мир, сложно. Сегодняшний тренд в России появился пять-шесть лет назад и активно существует, он пришел из Скандинавии — знаменитый манифест нордической кухни о том, что все продукты должны быть местными. Это стало очень модным, плюс санкции, и теперь у нас тренд на российские продукты. Идея Erwin, например, заключается не в российских рецептах, как в «Докторе Живаго», а в продукции. 90% продуктов — российские. Можем ли мы с вами на уровне наших собственных ассоциаций назвать морского ежа российским продуктом?

Неожиданно!

Но это абсолютно российский продукт, на мой взгляд, самый вкусный еж в мире! Ловится в Баренцевом море, а морепродукты и рыба чем севернее, тем вкуснее, потому что жирнее. Нобу в свое время сделал революцию. Он взял угольную рыбу, которую никто не ел, переименовал ее в черную треску, и все сошли с ума — весь мир стал ее есть! А, между прочим, она наша, архангельская. Когда-то он меня спросил, кем я его считаю — бизнесменом или поваром. Я ответил: «Считаю вас самым великим в мире авантюристом!» (Улыбается.) Морские ежи, лангустины, гребешки — половина всех продуктов, которые мы считаем японскими, покупаются на нашем Дальнем Востоке. В России обожают морепродукты. Раньше мы все жили на средиземноморских, и, на мой взгляд, правильно, что сейчас лангустины и креветки можно получить с Дальнего Востока, из моря Лаптевых или Охотского, — они значительно превосходят средиземноморские по вкусу.

Что вы думаете про тренд на стрит-фуд в России?

Ничего об этом не думаю. Стрит-фуд — это искусственное понятие, модное сочетание слов. У нас пирожками, беляшами и чебуреками торговали на улице всю жизнь. Уличная еда всегда была и всегда продавалась. Понимаете, у нас же все идет либо никак, либо эшелоном. Сейчас все открывают фудкорты — на мой взгляд, все они захлебнутся в массовости, которая растет. В каждом районе должна быть доступная, легкая еда, но существует парадокс: люди, которые занимаются быстрой едой, в силу специфики экономики, рынка, санкций не до конца осознали и поняли, что их подход к ценообразованию безумно опасен для них самих. В Нью-Йорке горячее в ресторане стоит $40, а, выйдя на улицу, вкуснейшую шаурму можно купить за $4. Значит, есть резерв для развития бизнеса. Если же сегодня на улице в Москве шаурму можно купить за 200 рублей, то у нас или у Новикова бургер из мраморного мяса стоит 260 или 280. То же самое с сетевыми ресторанами: разница между ними и рестораном, который условно называют fancy, может быть в 20–30%. А ведь сетевой ресторан изначально имеет свое правило развития — это фабрика-кухня, где должно быть вкусно, эффектно, красиво и дешево. Да, сегодня фудкорты — модно, здорово, но я не вижу в ближайшей перспективе активного развития этого направления.

Если взглянуть на другой край ценового диапазона: выживут ли рестораны высокой кухни?

Что касается высокой кухни как таковой, то спрос рождает предложение. Нигде в мире нет ресторанов высокой кухни в больших количествах — на то она и высокая кухня, чтобы их было мало. Это отдельная история, некий праздник, а не поглощение еды на каждый день. Но, повторюсь, у нас не может развиваться кулинария, пока в России, а для начала — в Москве, не станет 500 ресторанов русской кухни. Да, у нас тысячи ресторанов, где делают прекрасную пиццу и суши, но это же странно, неправильно! Если вы во Франции спросите, в какой ресторан пойдем, то вам скажут название, а не кухню, поскольку априори подразумевается своя. В Москве же пойти в русский ресторан — такая же экзотика, как в китайский. Русская кухня должна стать модной, востребованной.

Но при этом стоимость обеда в сравнении с Нью-Йорком или Лондоном просто в 5–10 раз ниже.

У нас продукты изначально дешевле. С другой стороны, мне очень важно было получить позитивный environment. Цена же в нашей нынешней непростой ситуации является очень важной частью того, чтобы у человека создавалось позитивное ощущение вместе со вкусом, атмосферой и прочим. Поэтому мы понизили изначально существующую маржинальность единицы, но повысили оборачиваемость. В «Докторе Живаго» — не очень большой секрет — средний оборот денег составляет приблизительно пять-шесть раз. Не думаю, что в Sexy Fish в Лондоне в пять-шесть раз оборачиваются.

Вы сами любите готовить?

Обожаю и готовлю много. До начала истории с ресторанами у меня дома собирались и 20, и 30, а иногда и 100 человек. Люблю экспериментировать там, где мы зашли в тупик. В ресторане «Белуга» получались очень изысканные, красивые блюда, но долгое время мы ничего не могли придумать с осетриной. Осетрина — коварное блюдо, с которым трудно что-то изобрести. Но в итоге экспериментов — я сам раз 30 варил студень! — у нас появилось выдающееся по вкусу блюдо, которое называется «Разварная осетрина». Оно томится в сумахе, в гранатовых зернах… Когда создавали «Тоторо», я, будучи в Нью-Йорке, испробовал порядка 250 японских соусов, добавок и оказался под угрозой выселения из своей квартиры из-за гастрономических экспериментов! Мне же нужно попробовать все! (Смеется.) В итоге выбрал три-четыре уникальные вещи для наших поставщиков. Без такой маленькой и не очень маниакальности гастрономия невозможна.

Как у вас хватает времени на адвокатское дело, на гастрономию и другие увлечения? Сколько часов вы спите, если не секрет?

Сплю на самом деле мало, пять-шесть часов. Встречаю множество людей, которые говорят: «Мне не хватает времени». Это просто вопрос правильно расставленных приоритетов в своей жизни. Касаемо увлечений… Для меня, ребенка, выросшего в интеллигентной семье, «пойти в театр» всегда воспринималось как некий ценз вообще счастья, идеальности, чего-то очень красивого, но сейчас я к театру в достаточной степени охладел. Концерты же посещаю самые разные — и рок-музыкантов, и классические, и джазовой музыки.

Вы человек уже искушенный в плане путешествий: какая страна вас сейчас вдохновляет по-особенному?

Каждый год езжу в Зальцбург на выдающийся оперный фестиваль — там собрано все, что относится к классической музыке: оркестры, солирующие пианисты, музыканты. Кроме того, я действительно езжу много, но стараюсь все же включать в поездки кулинарные составляющие. Например, так открыл для себя Стокгольм, где существует шесть-семь выдающихся ресторанов. По работе часто бываю в Нью-Йорке или Лондоне. У меня есть одна мечта, немножко сложная из-за временных и логистических для моего графика ограничений, — вот уже много лет пытаюсь посетить Антарктиду. С точки зрения путешествий есть неожиданные вещи: самый выдающийся снег, который я видел в своей жизни, — в Британской Колумбии. Там проходили Олимпийские игры, и катание просто гениальное, несравнимое с Европой!

Где вы чувствуете себя как дома?

«Как дома» — понятие очень субъективное… Как дома можно себя чувствовать только в городе, в котором ты родился. Родился я в центре Москвы, поэтому, конечно, здесь мне достаточно комфортно. Но, так как я жил в разных городах, то мне очень нравятся Нью-Йорк и Лондон. Есть города, о которых априори люди мечтают, но мне в них некомфортно: например, Париж я не чувствую, не понимаю… Может быть, не знаю хорошо.

Читайте также
Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти